Альтернативная модель современной школе. Альтернативные образовательные системы. Преимущества альтернативного образования

  • 13.07.2024

Сейчас к школам со стороны различных социальных групп одновременно предъявляются радикально разные требования и обращены во многих смыслах про­тивоположные ожидания. Едва ли не все при этом утверждают, что школы не справляются со своей работой, но в том-то и дело, что нет никакой возможности договориться о том, в чем, собственно, эта работа должна заключаться. Однако все же основной упрек, адресо­ванный традиционной системе образования, состоит в том, что она непрерывно приспосабливает учеников к школе, а не школу к учени­ку, если воспользоваться знаменитым выражением Александра Нил-ла - человека, которого называли и продолжают называть самым ве­ликим революционером в истории педагогики.

Александр Нилл так говорил об особенностях своей школы: «... мы взялись создать школу, в которой у детей была бы свобода быть са­мими собой. Чтобы сделать это, мы должны были отказаться от вся­кой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких мо­ральных поучений, всякого религиозного наставления. Нас называли храбрецами, но это вовсе не требовало храбрости. Все, что требова­лось, у нас было, а именно - глубокая вера в ребенка, вера в то, что ребенок по природе своей существо доброе, а не злое. ...Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, оставить без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться».

Место принуждения должны занять самостоятельность и свобода. В школе Нилла ученики не обязаны ходить на уроки, и именно поэтому они их посещают. Их приводит на занятия личный интерес. Все появив­шиеся в XX веке (и продолжающие появляться) образовательные сис­темы стремятся усилить роль спонтанной, естественной составляющей образования. Эти «свободные», «альтернативные», «прогрессивные» но­вые школы провозглашают в качестве основной ценности развитие лич­ности в процессе образования. («Альтернативные» в переводе с латыни означает «другие», т.е. иные, нежели традиционные.)

Интересно отметить, что традиционное и прогрессивное образо­вания используют разные понятия, вообще разный язык для обсуж­дения профессиональных проблем. Ключевыми словами первого язы­ка выступают характер, самоконтроль, мудрость веков, дисциплина, умственные способности, производство, тренировка ума, основные предметы. Им противостоят слова прогрессивистов: рост и развитие, деятельность, интерес, свобода, потребности учащегося, целостная личность, социальное и эмоциональное согласование, школа как сообщество.

Так называемое прогрессивное образование (в США) питалось идеями Джона Дьюи, который указывал, что само по себе развитие личности является единственной нравственной целью, что с точки зрения морали смысл демократии состоит в ее вкладе в личностный рост каждого члена общества. А необходимым условием развития как для личности, так и для сообщества является способность создавать свое собственное новое понимание мира, но одновременно и кон­структивно откликаться на идеи, выдвигаемые другими людьми, а также принимать чужую точку зрения не как нечто абсолютно чуждое, но с сочувствием понятое. Организованное в связи с такими идеями

образование резко отвергает принуждение и строит школьную прак­тику вокруг собственного опыта ребенка.

Последнее вовсе не означает, что ученик должен быть полностью предоставлен сам себе. На практике такое построение образователь­ного процесса приводит к гораздо более многочисленным и более тесным контактам между учителем и учеником, чем было когда-либо в традиционной школе. Руководства со стороны учителя стано­вится даже больше, но оно основывается на совершенно иных прин­ципах.

Что же отвергает Дьюи в традиционном образовании? Во-первых, утверждает он, такое образование предназначено для стабильного социального устройства, которого давно не существует; во-вторых, ребенку навязываются стандарты, предметное содержание и методы работы взрослых, которые абсолютно чужды учащимся, находятся далеко за пределами их жизненного опыта.

Большим авторитетом пользуются сейчас в мире образовательные системы, связанные с именами Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера. Мария Монтессори, итальянский педиатр и психиатр, обнаружила, что дети как с задержками развития, так и нормальные лучше обучаются при активной собственной работе с предлагаемыми им материалами. Она разработала многочисленные пособия для ис­следования цветов, форм, текстуры, звуков, элементов языка и даже геометрических отношений - наборы разных предметов, коробки, сосуды, веревочки. В этой специально организованной среде, как об­наружили сама Мария Монтессори и ее последователи, дети получа­ют чувство уверенности в себе, обнаруживают способность сконцент­рироваться и явный интерес к учению.

В школах Монтессори дети объединяются в разновозрастные груп­пы, они могут по желанию упражняться индивидуально или в малых группах большую часть учебного дня. Класс в Монтессори-школе по­хож на мастерскую, занятую разнообразной деятельностью. Девизом Монтессори-обучения служит следующее высказывание (от имени ребенка): «Помоги мне сделать это самому». Трогательна и вырази­тельна эмблема: рука ребенка прислонилась к руке взрослого, что под­черкивает самостоятельность младшего - не взрослый взял ребенка за руку и ведет туда, куда ему кажется нужным, а ребенок выбирает путь, опираясь на помощь взрослого.

Рудольф Штайнер - весьма своеобразный философ-мистик, ос­нователь так называемой антропософии. После первой мировой

войны он разработал систему образования, которая должна была служить средством культурного и духовного возрождения Европы. Штайнер считал, что современное ему западное общество слишком большое внимание уделяет материальным ценностям в ущерб духов­ности и творческой изобретательности. Он предложил подход, при котором познавательные возможности, способности к искусству и нравственные основы стараются развивать совместно, в единой це­лостности. Программа обучения в вальдорфских школах (первая такая школа была создана для детей работников фирмы Вальдорф-Астория в Штутгарте в 1919 г., что и закрепилось в названии) опирается на мифологию, легенды и искусство с целью возбуждения в ребенке творческой активности.

Первые восемь лет с группой учеников работает только один учи­тель. Все применяемые методы обучения тщательно разработаны с тем, чтобы соответствовать фазам психического и духовного развития ребенка (по Штайнеру). Для создания необходимого окружения в этой системе также (как и в системе Монтессори) имеют очень боль­шое значение цвет, форма, музыка. Учебный материал предъявляется, по возможности, в виде увлекательных историй, в поэтической форме. Существует особый «предмет», вводящий ученика в мир выразитель­ных движений, - эвритмия. В вальдорфских школах стараются все­мерно развить воображение ребенка и дать ему средства художествен­ного выражения внутреннего мира.

В англоязычных странах одно из течений в альтернативном обра­зовании представлено школами квакеров - последователей протес­тантской мистической секты, основанной в XVII веке Джорджем Фоксом. Основа его учения состоит в том, что каждый человек содержит зерно божественного, каждый имеет доступ к «внутреннему свету», который может открыть ему важные аспекты истины, если только человек научится усмирять эгоизм. Поиск истины не может быть предписан извне, а является, по Фоксу, личным эксперимен­тальным исследованием. Квакеры выдвигали требование неограни­ченной свободы человека.

При такой духовной перспективе образование, как и богослуже­ние, становится процессом личностных исканий, поддерживаемых дружественным и заботливым окружением. В квакерских школах Америки царит теплая демократическая атмосфера, межкультурная и межрасовая гармония. Они занимают значительное место в альтерна­тивном образовании.

Движения за изменение привычных способов образования возни­кают и в рамках самой традиционной системы. В Соединенных Шта­тах, например, все большее число учителей английского (родного) языка не удовлетворяется рутинными методами обучения чтению (по далеким от жизни учебникам с тщательно отобранным словарем, вроде нашего «мама мыла раму»). Подход, который получил название «целостный язык», основан на том, что дети наилучшим образом научаются читать и писать так же, как они научаются ходить и го­ворить, т.е. просто делая это, погружаясь в это. Учителя, работающие таким образом, создают богатую языковую среду, включающую чте­ние оригинальных книг, писание писем, рассказывание историй, дискуссии, создание журналов. Делая учение значимым и одновре­менно увлекательным для учеников, учителя этого направления со­здали свои организации для реформирования школьного управления и разработки программ. Все большее число педагогов при выработке методик обучения начинают обращать серьезное внимание на учет стадий развития ребенка. Постепенно многим становится понятно, что очень трудно чему-нибудь научиться, сидя на жестких стульях и дыша в затылок друг другу. Начинают появляться программы типа «исследовательский класс» или «свободный класс».

Само наличие в обществе альтернативных образовательных систем оказывает заметное влияние на традиционную школу. В нашей стране в течение многих десятилетий не было вообще ничего альтернатив­ного, поэтому и ныне многие поколения российских учеников и учителей просто не знают, что возможна еще какая-то образователь­ная система кроме самого жесткого варианта традиционной. Тем не менее в последнее десятилетие уходящего века и в России появилось немало различных учреждений альтернативной педагогики.

Еще древнегреческий философ Аристипп заметил, что детей необходимо учить тому, что им может пригодиться во взрослой жизни. Ну что ж, спорить с выдающимся учеником Сократа мы не станем. Безусловно, все родители, отдавая своих чад в школу, мечтают о том, чтобы знания, полученные в образовательном учреждении, помогли стать их детям успешными и счастливыми. Сегодня, как никогда ранее, традиционное обучение подвергается особо жесткой критике. Многие родители не желают отдавать своих детей в государственные школы и упорно ищут альтернативные варианты обучения. Благо их сегодня довольно много. Конечно, обо всех возможных вариантах в одной статье не расскажешь. Поэтому мы остановимся лишь на наиболее интересных, с нашей точки зрения.

Для начала давайте определимся с самим термином – альтернативное образование. Альтернативная система образования в корне отличается от традиционной. Традиционная система предполагает четкое структурирование учебного процесса. Ее основная задача – дать детям определенный объем знаний по предметам, включенным в Учебный план. Организация обучения – классно-урочная.

Основные недостатки традиционной системы образования:

  • Ориентированность на память ребенка, а не на его мышление.
  • Репродуктивный стиль получения знаний.
  • Недостаточное внимание к развитию творческих способностей детей и их активности.
  • Единый темп обучения, который не учитывает индивидуально-психологические особенности детей.

Мы перечислили лишь некоторые недостатки традиционного образования, которое в последние годы игнорирует довольно большое количество родителей. Они предпочитают, чтобы их дети получали альтернативное образование, достоинства которого, по их мнению, очевидны.

Преимущества альтернативной системы образования:

  • Эта система в первую очередь ориентируется на нужды учащихся, а не на выработанную Управлением образования программу.
  • Для альтернативного образования характерен индивидуальный подход к каждому ученику. Ребенок сам может выбирать темп освоения нового материала и наиболее подходящие для него методики.
  • Гибкие учебные планы позволяют учитывать способности всех учеников. Ребенок самостоятельно может координировать свое обучение.
  • Альтернативное образование исключает «зубрежку» и «обязаловку».

Сразу хотим отметить, что Российское законодательство допускает возможность альтернативного обучения с прохождением государственной аттестации.

В этой статье мы подробно остановимся на некоторых видах альтернативного обучения.

Вальдорфская школа: особенности обучения, минусы, плюсы

Особенности обучения в Вальдорфской школе – развитие творческих способностей учащихся, предоставление возможности выбора. Одним из основополагающих правил данной школы является отсутствие домашних заданий. Педагоги школы пытаются продлить детям детство, сделав его интересным, познавательным и максимально насыщенным.

С первого класса дети мастерят игрушки и всевозможные поделки, изучают два иностранных языка, поют, рисуют, танцуют, занимаются ритмикой и играют на музыкальных инструментах. Здесь нет двоечников-изгоев, но нет и лидеров-отличников. Каждый ребенок – личность! А все вместе один сплоченный коллектив. В школе дети не слышат слова «нет». Им позволено все! Невероятно, но в этой школе вы не увидите гаджетов и компьютеров. Несмотря на это, дети идут в школу с огромной радостью. В этом учебном заведении в штате нет директора. Все вопросы решаются коллегиально: учителями, родителями и учениками.

Недостатки школы:

  • Можно ли к недостаткам отнести отсутствие отметок? С одной стороны – дети не гонятся за пятерками. С другой, их знания оцениваются в специальной тетрадке, которая больше напоминает характеристику, чем привычный дневник. Если родители решат перевести ребенка в другое образовательное учреждение, у них могут возникнуть серьезные проблемы.
  • В Вальдорфской школе процесс обучения может занять 12 лет. И в девятом классе уйти в техникум не удастся.
  • Некоторые родители считают, что эта школа готовит исключительно гуманитариев, точным наукам уделяется недостаточно внимания.
  • Дети учатся читать со второго класса. Только к четвертому классу начинается преподавание «серьезных» предметов.
  • Некоторые родителя атмосферу, царящую в этом учебном заведение, сравнивают с церковной. Хорошо это или плохо решать вам.

Достоинства обучения в Вальдорфской школе:

  • В школе учитель является непререкаемым авторитетом. Первый педагог преподает все дисциплины до восьмого класса. Только в девятом классе появляются другие учителя. Дети привыкают к своему учителю, он становится для них родным человеком.
  • Отсутствие оценок мотивирует учеников, они не боятся получить двойку и отвечают более раскованно, выдвигая свои гипотезы и высказывая свое мнение.
  • В школе царит удивительная атмосфера. Все праздники дети, родители и ученики отмечают вместе.
  • Выпускники Вальдорфской школы легко поступают в ВУЗы, но, как правило, они выбирают творческие или гуманитарные профессии.

Парк открытых студий – методика обучения, отзывы выпускников

Образовательную концепцию, которая легла в основу принципа обучения детей в Парке студий, разработал в 1993 году профессор М. Балабан.

Особенности обучения в Парке открытых студий:

  • Основное отличие данной системы обучения заключается в ее мобильности.
  • В Парке студий нет ни звонков, ни отметок, ни расписания.
  • Парк — это открытое образовательное пространство. То есть ученик может в любой момент встать и уйти.
  • Преподаватели студий парка должны заинтересовать ученика в посещении именно их уроков, сделать так, чтобы у него не возникло желания покинуть урок.
  • Каждый день в Парке работает пять-шесть студий, учащиеся имеют право прийти в любую из них и заниматься до шести академических часов подряд. А могут через пятнадцать минут покинуть студию и перейти в другую.
  • В Парке студий могут заниматься только дети с 5 и по 9 класс.

В двадцать первом веке уже невозможно научить детей тем знаниям, которые им могут пригодиться через десять лет. Ведь сегодня даже нельзя предсказать, что будет через неделю. Именно поэтому современное обучение должно быть максимально мобильным. Учителя должны выдавать детям, ту имеющую информацию, которую они смогли бы использовать в будущем. Выбирать нужную информацию должны сами учащиеся. Парк открытых студий позволяет ученикам присутствовать на тех уроках, на которых им интересно. Учителя в Парке открытых студий постоянно учатся, они следят за возможностями своих учеников и помогают им осваивать уже имеющуюся информацию. Многие педагоги считают, что именно за таким образованием будущее.

Учащиеся, прошедшие обучение в Парке открытых студий, отмечают, что благодаря такой системе, они стали самостоятельными, им было интересно учиться, они утратили необходимость в контроле. Кроме того, ученики научились планировать свое время и заниматься самообразованием. Знания, которые они получили в Парке открытых студий, более глубокие и объемлющие, чем у их сверстников, прошедших обучение в обычных школах. Школа-парк – это не попытка «выдать» знания учащимся, это помощь в развитии знаний каждого.

Я закончила школу десять лет назад. Все это время моя жизнь постоянно менялась, меняется и развивается она и теперь. Большинство из того, что сегодня помогает мне гармонично развиваться, было заложено еще в далекие школьные годы, когда я училась в Парке открытых студий (ПОС). У нас был разновозрастный и «разношерстный» коллектив. У каждого – свои желания, способности, отношение к жизни. Мы все были на разном уровне развития: и школьного, и человеческого. Обучение в такой группе не могло не повлиять на нашу дальнейшую судьбу: мы учились многому, что впоследствии стало неотъемлемой частью нашей жизни. (Алена Драгушина, выпуск 2005 года – второй выпуск Парка открытых студий)

В Парк открытых студий (ПОС) я пришла в 5 класс, перешла из другой школы, и мне стало понятно сразу, что это не обычный класс. Нам разрешили выбирать предметы, учителей и тьютора (хотя мы не совсем понимали, зачем они нам нужны). Я воспринимала все происходящее как игру, к которой было сложно приноровиться после обучения в другой школе.

Со временем картинка прояснилась. Мне было интересно – у нас в ПОСах было много интересных детей. Мы могли найти себя, свои увлечения, таланты в той или иной сфере, при этом нас не ограничивали рамками изучения предметов в классическом понимании. Учителя старались преподнести каждый предмет интересно для каждого ученика, придумывали всякие погружения в темы, семинары и т. д. Мы, ученики, участвовали в этом процессе в меру своих возможностей. Не было тупого натаскивания по программе, скорее программа подстраивалась под каждого из нас. Все дети разные, кому-то больше дается математика и точные науки, кому-то – литература, словесность… Мы могли уделять больше времени именно тем предметам, в которых чувствовали себя сильными, успешными. (Александра Никифорова, выпуск 2003 года – первый выпуск Парка открытых студий)

Школа-экстернат: для кого подходит и что дает?

Школа-экстернат – это форма аттестации, а не обучения. Особенности такого получения знаний заключаются в освобождении учащихся от занятий в школе.

Выбирая данную форму образования, ученик переходит на самообразование в домашних условиях под контролем педагога. Экстернат позволяет одаренным детям закончить обучение на год, а то и на два раньше. Это индивидуальная форма обучения, при которой ученик сам изучает школьную программу. Но это вовсе не означает, что экстерн вообще не посещает учебное заведение. Пройдя определенную часть школьной программы, он проходит промежуточную и итоговую аттестации. Кроме того, он обязан приходить на консультации к педагогу. Аттестация проводится раз в полгода.

Школа-экстернат может функционировать по-разному:

  • Есть школы, в которых несколько раз в неделю учащийся приходит на индивидуальные репетиторские занятия с педагогом .
  • В других школах организуются г рупповые репетиторские занятия для учащихся десятых-одиннадцатых классов.
  • В-третьих – курс обучения можно проходить по Интернету. Однако на аттестацию ученик все равно должен будет приходить. Есть и интенсивные курсы обучения, которые предполагают прохождение два класса за один год.

По окончанию изучения всего курса школьной программы учащиеся должны будут сдавать экзамены по всем предметам. Во многих европейских школах учащиеся могут получать консультации от преподавателей по телефону или через e-mail. В школу они не приходят совсем. Сразу хотим оговориться, что условия прохождения обучения экстернатом в каждой школе свои.

Кому подходит школа-экстернат?

Такая форма обучения идеально подходит для одаренных детей, для детей, которые уже определились с будущей профессией (спортсмены, певцы, танцоры и т. д.). Школа-экстернат прекрасно подходит детям, имеющим проблемы со здоровьем, детям-инвалидам, а также учащимся, родители которых постоянно меняют место жительство.

Домашнее индивидуальное обучение: плюсы и минусы обучения школьника на дому

В последние годы многие родители выбирают для своих детей альтернативное домашнее обучение. Мы перечислим положительные и отрицательные стороны такого выбора.

  • Возможность организации учебного процесса по биологическим часам ребенка.
  • Никакого насилия и негативного отношения со стороны сверстников.
  • Снижается риск заражения вирусными и инфекционными заболеваниями, Осуществляется постоянный родительский контроль, исключающий возникновения травм и проблем со зрением.
  • Возможность введения в учебное расписание дополнительных предметов. Например, иностранных языков, историю искусств и т. д.
  • Индивидуальная программа позволяет выявить склонности и таланты ребенка.
  • Сохраняется тесный контакт с родителями, исключающий нежелательное вмешательство в воспитательный процесс посторонних лиц.
  • Отсутствие школьной дисциплины.
  • Необходим постоянный контроль со стороны родителей за процессом обучения.
  • Ребенок не получает необходимых навыков общения с незнакомыми людьми, он не интегрируется в социальную среду.
  • Ребенок осознает, что он не такой как все. А это далеко не всегда хорошо.

Школа Академика Щетинина: достоинства и недостатки частной школы

Имеющаяся информация о школе Щетинина довольно противоречивая. Кто-то в восторге от данной системы образования, кто-то называет эту школу – сектой. Первая экспериментальная школа, которую возглавлял академик, была закрыта, но в 1988 году эксперимент продолжился. Эта школа интернатского типа. Учащиеся проживают на территории школьного комплекса и периодически выезжают домой в гости. Занятия проходят круглый год. В свободное от занятий время дети занимаются трудом: строительством, ремонтом, сельскохозяйственными работами и т. д. В расписание уроков входит изучение правил рукопашного боя и этнических танцев. Атмосфера в школе напоминает армейскую.

Достоинства обучения в школе Академика Щетинина:

  • Возможность приобретения полезных для жизни навыков.
  • В школе практикуется метод погружения. Отметки за знания не ставятся.
  • Возможность постоянного проживания ребенка на свежем воздухе вдали от загазованного города.
  • Жесткая цензура на все виды информации.
  • Можно получить образование в ускоренном режиме.
  • Чтобы попасть в эту школу, нужно пройти конкурс.

Не знаем, можно ли все вышеперечисленные пункты отнести к достоинствам данной школы. Однако точно можно сказать одно, все выпускники этого учебного заведения с легкостью поступают в самые престижные российские ВУЗы.

Недостатки обучения в школе Щетинина:

  • Нет четко организованного учебного процесса. Нет классов, отдельных кабинетов. Уроки могут проводиться даже на улице.
  • Разновозрастные группы учеников.
  • Недостаток дипломированных преподавателей. В основном дети занимаются самообразованием.
  • Выходить за территорию школьного комплекса запрещается.
  • Очень жесткий режим дня.
  • Есть проблемы с квалифицированной медицинской помощью.

По мнению некоторых родителей, учеба в школе академика Щетинина полностью отдалила от них детей.

Мы лишь вкратце ознакомили вас с существующими возможностями получения альтернативного образования. В какое учебное заведение отдать своего ребенка – решать вам. А , расскажет одноименна статья на нашем сайте.

Альтернативные формы школьного обучения.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был успешен в жизни. В это понятие вкладывается, в том числе, и успеваемость в школе. Но что делать, если одно упоминание о школе вызывает у сына или дочки страх, раздражение, а то и ненависть? Или ваш малыш болен и не может посещать школу наравне со сверстниками?

Многие родители не имеют представления о своих правах и возможностях ребенка получить среднее образование альтернативным способом, а тем временем закон РФ «Об образовании» предусматривает несколько вариантов надомного обучения с последующей государственной аттестацией и получением учеником документов утвержденного образца: экстернат, семейное и надомное обучение. Каждый из этих вариантов имеет свои особенности, плюсы и минусы, о которых я постараюсь Вам рассказать. Независимо от формы обучения ребенок прикрепляется к определенной школе и классу.

Экстернат – надомная форма обучения, при которой ребенок или осваивает материал полностью самостоятельно, или родители (лица, их заменяющие) заключают в школе договор на платные дополнительные услуги по образованию – в этом случае ребенок посещает оговоренные документом консультации по отдельным предметам по закрепленному графику. Правила экстерната регламентирует Приказ Министерства образования Российской Федерации от 23 июня 2000 г. №19884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната».

Государственную итоговую аттестацию дети проходят бесплатно. Такая форма обучения хорошо подходит одаренным детям, нередко теряющим интерес к учебе при посещении школьных занятий на общих основаниях, и детям, которым по каким-либо причинам необходимо раньше закончить школу. Экстернат развивает в ребенке ответственность, самостоятельность, способность к самоконтролю. При этом от родителей требуются высокая степень участия в образовательном процессе, особенно если экстернат оформляется ученику младшего и среднего звена, и определенные финансовые затраты, размер которых во многом будет зависеть от способностей ребенка и возможностей родителей оказать ему помощь в освоении учебного материала.

Семейное обучение оформляется любому ребенку по заявлению родителей на имя директора школы или начальника регионального департамента по образованию (иногда директора школ боятся брать на себя ответственность). Право на семейное обучение закреплено в Приказе Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 1994 года №225 и пунктом 3 ст. 52 Закона РФ «Об образовании». Первое время после появления возможности семейного обучения родителям нередко приходилось сталкиваться с крайне негативной реакцией со стороны администрации школ, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, но все равно будьте готовы к тому, что не только учителя, но и ваши знакомые и родные будут выказывать непонимание и неприятие вашей позиции.

При семейном обучении учебную программу ребенок осваивает самостоятельно (с помощью родителей) и посещает школу только для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. В каждом конкретном случае решить вопрос о контроле знаний можно по-разному. Иногда дети на протяжении всего учебного года пишут контрольные одновременно с одноклассниками, а по устным предметам отчитываются рефератами, или же ребенок проходит только промежуточную аттестацию по предметам в конце учебного года для перехода в следующий класс и итоговую аттестацию в 9 и 11 классе.

Все права и обязанности сторон (администрации школы, родителей и самого ученика) подробно прописываются в договоре. На основании Приложения №2 к вышеозначенному приказу №225 при семейной форме обучения "родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребёнка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребёнка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении, определяемых федеральными нормативами".

Как правило, такую форму получения среднего образования выбирают в случае возникновения конфликтных ситуаций в школе, особенно при невозможности перевести ребенка в другую школу, и по религиозным соображениям, с целью оградить ребенка от негативного влияния сверстников и возможного давления со стороны учителей. Так же, как и в случае с экстернатом, семейное обучение предъявляет высокие требования к организованности и ответственности ученика и его родителей.

Экстернат и семейное обучение могут стать настоящим спасением для детей, серьезно занимающихся спортом или живописью, при частых переездах семьи в связи с особенностями профессиональной деятельности родителей (цирковые артисты, военные). В обоих случаях школа обязана предоставлять ребенку любую литературу из своей библиотеки, оказывать консультативную и методическую помощь. Родители или опекуны имеют право присутствовать на промежуточной и итоговой аттестации ученика, что особенно важно при конфликтных отношениях с учителями. Следует иметь в виду, что по решению родителей ребенок может в любое время продолжить обучение в школе, а школа вправе расторгнуть договор в случае, если ребенок не усвоил учебную программу, что было подтверждено во время прохождения промежуточной аттестации.

Среди альтернативных форм получения среднего образования особняком стоит надомное обучение. Право на надомное обучение имеют только дети с нервно-психическими или соматическими заболеваниями, не позволяющими им посещать общеобразовательные учреждения, в том числе дети-инвалиды. Для оформления надомного обучения необходимо оформить медицинскую справку с заключением комиссии из трех врачей и написать заявление на имя директора школы. При этой форме обучения для каждого ученика составляется индивидуальный учебный план, с учетом его возраста, класса и состояния здоровья. Ребенок может обучаться по общей или вспомогательной программе.

Вспомогательная программа обучения обычно составляется для детей, страдающих психическими заболеваниями, и при тяжелой степени инвалидности. В любом случае режим учебы при надомном образовании существенно облегчен. Продолжительность одного урока строго не регламентируется и зависит от состояния ребенка на данный момент. Временной разброс составляет от 20 минут до 2-х часов, в среднем - 30 минут. Как правило, в течение дня у ребенка имеется 2-3 урока. В соответствии с письмом Госкомитета СССР по народному образованию от 25.10.88 г. N 93-01-703/11-14 количество часов учебного плана составляет: в I-IV классах - 8 часов, в V-VIII классах - 10 часов, в IX классе - 11 часов, в Х-ХI классах - 12 часов в неделю.

При этом решение о распределении часов по предметам принимают отделы народного образования на местах. Из программы исключены второстепенные предметы: музыка, рисование, труд, физкультура, МХК, ОБЖ... Учебный год у таких ребятишек начинается, как обычно, 1 сентября и продолжается в 1 классе не менее 30 недель, во 2-11 классах – не менее 34 недель. Регламентируется и продолжительность каникул: летние - не менее 8 недель, каникулы в течение учебного года суммарно – не менее 30 дней. При надомном обучении по общеобразовательной программе после сдачи итоговой аттестации ученик получает обычный государственный аттестат установленного образца, при обучении по вспомогательной программе – аттестат особого образца с указанием пройденной программы обучения.

Обучение детей на дому создает дополнительные сложности для учителей, многие из них отказываются от таких занятий, поэтому в некоторых случаях, когда состояние здоровья ребенка это позволяет, оформляется так называемое частично надомное обучение. При этой форме обучения для ребенка составляется персональное расписание, и он занимается в стенах школы в индивидуальном порядке. Не возбраняются и занятия вместе со своим классом. Таким образом, больной ребенок имеет возможность общаться со сверстниками, приобретает навыки публичных выступлений, в меньшей степени ощущает свою обособленность. С другой стороны, при необходимости прохождения планового курса терапии, санаторно-курортного лечения, при обострении заболевания исключается вероятность его отставания от программы.

Полный перечень заболеваний, дающий право на надомное обучение, содержится в приказе Министерства Здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г № 17-13-186. В него входят соматические заболевания (хронические заболевания почек с признаками почечной недостаточности, субкомпенсированные врожденные пороки сердца, тяжелые заболевания печени, бронхиальная астма с частыми приступами, гемофилия и др.); заболевания с нарушением двигательной функции, в том числе состояния после травм и операций на период лечения; недержание мочи и кала; тяжелые кожные заболевания (экзема и дерматит в период обострения, артропатический псориаз, склеродермия и др.); психоневрологичесие заболевания, в том числе неврозы, эпилепсия, энцефалоастения и душевные заболевания (шизофрения, психозы).

Многих родителей пугает сама мысль об обучении ребенка в домашних условиях. Но большинство страхов надуманные. Уровень подготовки при альтернативных формах обучения нередко оказывается выше, так как ученик имеет возможность углубленного изучения любимых предметов. Переживания по поводу отсутствия общения со сверстниками тоже лишены основания: ребенок может общаться в кружках и секциях, во время прогулок во дворе (особенно, если речь идет об экстернате или семейном обучении), а при надомном обучении ребенка-инвалида Вы ограждаете его от возможного унижения и издевательств (к сожалению, дети часто бывают жестоки).

Обучаясь в домашних условиях, ребенок избегает многих конфликтных ситуаций, которые, к сожалению, частенько возникают в современных школах. И хотя некоторые психологи считают это недостатком надомного обучения, позвольте с ними не согласиться. По статистике, почти 90% (!) выпускников имеют хронические заболевания внутренних органов и те или иные проявления невроза, и я не вижу ничего плохого в попытке защитить своего ребенка от этих проблем. Единственное, о чем должны помнить родители: после окончания школы ребенку предстоит дальнейшая учеба и самостоятельная жизнь, и если Вы собираетесь взять ответственность за его образование на себя, заранее реально взвесьте свои силы и возможности.
Автор: Татьяна Шитова, педиатр

Сейчас далеко не только образование «вынужденное» – когда, например, ребенок не может обучаться в обычной школе из-за проблем со здоровьем и др. В наше время значение понятия «альтернативное образование» расширилось: представьте себе другую – кардинально измененную – систему образования, которая почти ничего общего с зазубриванием и «обязаловкой» не имеет. Сложно представить? Все невозможное возможно.

Альтернативная школа – это в первую очередь изменение отношения к ученику: центром такого образования становится ученик, а не безличная система образования в целом. И вот мы сталкиваемся с первым специфическим аспектом альтернативного образования: ученик должен быть настолько развит интеллектуально, духовно, социально, в нем должно быть обострено чувство взаимоуважения, ответственности, чтобы самостоятельно координировать свое обучение – словом, учиться как взрослый, а не как ребенок: с полной ответственностью и осознанием целесообразности происходящего. Иными словами, для альтернативной системы должна быть альтернативная почва.

Рассмотрим некоторые наиболее известные виды альтернативного обучения.

Экстернат – самая распространенная версия альтернативного обучения. Экстернат – это сдача экзаменов в учебном заведении (например, в школе), в которой испытуемый не обучался. Иными словами, ученик пришел в школу только с той целью, чтобы сдать экзамены и получить аттестат. Процесс подготовки к экзаменам остается на совести ученика, и никого не должно возмущать наличие такой ситуации. Каждая российская общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, обязана предоставить «абитуриенту» возможность показать свои знания в условиях экстернатуры.

Система школ Монтессори доминирующим принципом видит отношение к ученикам как к независимым учащимся – самостоятельным личностям. Принцип, реализуемый в школах Монтессори, хорош, но в названных школах он применяется лишь в отношении детей до 6 лет. В старшей школе – при реализации данного принципа – следует помнить об особенностях взросления и переходного возраста школьников, хотя принципы Монтессори нужно взять на вооружение.

Школы «американского» типа, или Вальдорфская система образования , – это наиболее частое явление в современном образовании (более 800 школ по всему миру). В школе развита система тьюторства – классный руководитель опекает своих учеников в течение 8 лет – до окончания школы. В американских школах есть и некоторые специфические черты: например, детей читать учат только во втором классе, хотя с буквами знакомят ранее. Для российской системы начального образования, которая требует, чтобы ученик пришел в первый класс уже подготовленным, это не совсем понятно. Еще одной особенностью Вальдорфской системы является отказ от учебников : младшие школьники пользуются только рабочей тетрадью, а старшеклассники пользуются учебниками в качестве дополнительного источника информации. Несколько Вальдорфских школ есть в Москве и Санкт-Петербурге.

Школа академика Щетинина – это община, которая располагается в лесном массиве. Школа построена по принципу маленького государства , в котором нет делений на «касты»-классы , т.е. здесь не выделяются группы учеников по возрастному принципу. В такой школе много и иных новшеств: здесь не пользуются учебниками и не задают уроков . Работа школы базируется на «5» китах: нравственно-духовном развитии, устремленности к познанию, труде, формировании чувства прекрасного, мощной физической подготовке. Все, чем пользуются ученики, построено их же руками: так проявляется их любовь к труду (учебные корпуса, бытовые помещения и др.).

Открытием и шоком для российского образования во многом стала школа-парк Милослава Балобанова (Екатеринбург). Школа практикует отказ от обязательных занятий, классов, оценок. Учитель в Школе-парке позиционируется как руководитель студии , а ученики – как его подмастерья . В качестве «портфолио» выпускника при приеме в высшее учебное заведение или на работу представители Школы рекомендуют использовать все отзывы учителя о работе его подопечного.

Еще одна разновидность альтернативного образования – наверное, наиболее нам понятная – это домашнее обучение . С одной стороны, такое образование – при желании, старании и нацеленности на результат – позволяет ученику получить блестящее образование – посредством регулярной и последовательной работы с сильнейшими педагогами. С другой стороны, при домашнем образовании ребенок «недополучает» общения, что может привести к определенным проблемам с социализацией и взаимодействием с другими – особенно незнакомыми – людьми.

Альтернативное образование – разумеется, не в крайних его проявлениях – определенно свидетельствует о развитии сферы обучения, о внедрении инноваций в образовании, о разнообразии, которое позволяет личности стать многогранной и всесторонней. С другой же стороны, альтернативные школы не выдают своим выпускникам никаких документов государственного образца. Поэтому, пока законодательный аспект вопроса еще не решен, следует подумать: а стоит ли?

Альтернативное образование

Всем мамам и папам хотелось бы, чтобы их дети росли успешными и счастливыми. В это понятие, так или иначе, входит школьная успеваемость. С проблемами выбора школы и системы обучения родители сталкиваются перед походом в первый класс. Иногда такой вопрос возникает, если у ребенка есть проблемы со здоровьем, отставание в развитии или, наоборот, выраженная одаренность в сравнении с одногодками. В таком случае на помощь приходит альтернативное образование. К нему зачастую прибегают родители детей-спортсменов, часто бывающих в разъездах, и одаренных творческих деток.

Альтернативное обучение

Альтернативная система образования хороша тем, что в ней больше ориентируются на нужды учеников, а не на систему как таковую. Каждый ребенок имеет возможность выбрать темп и способ изучения материала на уроке. Гибкие учебные планы нацелены на то, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Основными принципами альтернативной школы являются взаимная работа учителей и учащихся, а также приветствие новых идей и уважение традиционных педагогических правил.

Законом нашей страны предусмотрены некоторые альтернативные формы образования, обучаясь по которым ребенок обязательно проходит государственную аттестацию и получает документы об образовании, утвержденные законом. К этим формам обучения относятся экстернат и все виды семейного обучения. Мы постараемся рассказать Вам обо всех преимуществах и недостатках каждой методики.

Обучение экстерном предполагает надомное обучение, во время которого ученик самостоятельно или с помощью дополнительных платных образовательных услуг изучает материал, после чего он проходит бесплатную итоговую аттестацию и получает документы установленного образца. Экстернат хорош для одаренных деток, которые теряют интерес к обучению, посещая обычную школу, или для тех, кто по разным причинам должен раньше закончить класс. К плюсам обучения экстерном относятся развитие в ребенке ответственности, самостоятельности и способности к самоконтролю. К минусам отнесем необходимость родительского участия в процессе обучения и финансовые расходы для освоения учебного материала.

Все остальные альтернативные формы обучения - это варианты семейного обучения. В таком виде обучения ребенок самостоятельно или при помощи надомных педагогов или родителей осваивает учебную программу и приходит в школу только, чтобы написать контрольные и сдать экзамены. Такой способ обучения предпочтителен в конфликтных ситуациях в школе, особенно если родители не могут перевести ребенка в другую школу, из религиозных соображений, для того чтобы оградить его от негативного отношения одноклассников и давления со стороны педагогов.

Альтернативное обучение «выручает» детей-спортсменов, будущих художников и тех деток, родители которых в силу своей профессии должны часто менять место жительства (военнообязанные, артисты цирка). В любом случае ребенок закрепляется за одной школой, вправе пользоваться всей ее библиотекой, получать консультации и медпомощь.

Альтернативное развитие

Теперь давайте поговорим о методиках альтернативного обучения, построенных на существующих школах раннего развития, о которых мы уже писали на Bambino Story. Альтернативное развитие детей в рамках данных школ кардинально отличается от формального школьного образования. Чем же?

  • Анскулинг – одна из форм домашнего обучения, подразумевающая обучение ребенка без его отрыва от повседневной жизни и семьи. То есть ребенок учится в силу собственной любознательности – сам сталкивается с проблемами, задает вопросы и ищет ответы на них в повседневной жизни. У таких детей нет формальных учителей и учебных планов, их учитель – это окружающий мир!
  • Дескулинг – если перевести название этой формы альтернативного обучения дословно, то получится что-то наподобие «расшкольнизации». Суть в том, чтобы освободить уже окончившего школу ребенка от формального школьного мышления и выявить настоящие интересы и стремления выпускника. Это своего рода адаптация к реальному миру.
  • Альтернативная система образования «Unit study» – изучение части, предполагает доскональное изучение школьных предметов по одной теме. Например, тема «Англия». Вы изучаете историю, географию Англии, ее художников на уроках изобразительного искусства, литературу английских писателей и так далее. Затем берется следующая тема и все повторяется снова.
  • Наиболее популярной системой альтернативного образования считается метод Марии Монтессори. Основной постулат – преподавание исключительно практических знаний! Основные ценности, прививаемые ученикам – права ребенка, интенсивная и углубленная непрерывная интеллектуальная деятельность, космическое и экологическое воспитание, ответственность, свобода, мир, положительные перемены в обществе. Почти все уроки в школах Монтессори индивидуальны, как и планы обучения. Все учебные материлы класса находятся в зоне доступа детей. Малыши свободны выбирать то, что им больше нравится из заранее подготовленного к изучению материала. Таким способом в учениках закладывается способность делать выбор каждую минуту своей жизни, что делает жизнь более осознанной и целенаправленной.
  • Сегодня в 40 государствах мира тысячи учеников начальной школы учатся читать, писать и справляться с жизненными ситуациями по методике Селестины Френе. В этой педагогической системе ребенок активно учится. В него больше не вкладываются знания, он должен трудиться, чтобы добыть их сам. В этой методике автор отказалась от обязательных школьных повинностей в виде субботников и уборок класса. Каждый ученик свободен определить для себя, что ему нужно больше всего в конкретный момент времени и учиться этому. В этой методике функция педагога – организовать благоприятный климат в коллективе и предоставлять учебные материалы.
  • Шарлота Мейсон – настоящая революционерка в системе английского обучения, главным в обучении считала не подготовку к экзаменам, а атмосферу реальной жизни, влекущую за собой естественное развитие ребенка. Такая система помогает детям найти свое место в мире и решить, что они должны делать.
  • Вальфдорская система обучения предоставляет ученику возможность освоения материала в своем темпе и сосредотачивается на стимуляции фантазии ребенка. Учебные материалы здесь не имеют готовой формы, создаются из натуральных материалов, чтобы дополнительно развивать фантазию. Максимальное внимание уделяется духовному и творческому обучению детей.
  • План Йена, немецкого педагога, основывается на работе в группах разного возраста, имитирующих модель семьи, на обычной человеческой деятельности - беседах, играх, работе, проведении праздников, участии в управлении, развитии чувств порядка и ответственности за помещения общего пользования, участии детей в экспериментальных классах и занятиях.
Среди отечественных методик альтернативного образования можно выделить две наиболее яркие:
  1. метод Щетинина, представляющий собой жизнь общины в лесу по принципам нравственно-духовного развития каждого, устремленности к познанию, любви к труду, формирования чувства прекрасного и мощной физической подготовки каждого ученика,
  2. «школу-парк», автором которой является Милослав Балобанов. Суть обучения в данной школе сводится к отказу от обязательных занятий, одновозрастных классов и оценок. В этой школе нет стандартного аттестата зрелости. Вместо этого все учителя пишут отзывы об успехах ученика, на основе которых и принимается решение о зачислении в ВУЗ или поступлении на работу.
Сейчас существуют альтернативные книги, подробно описывающие все популярные методики образования. Их много и они очень разные. Ничего плохого в альтернативном образовании нет. Пока школа воспринимается нашими детьми как «неприятная обязаловка», такие нетрадиционные системы будут процветать. Но что бы Вы ни выбрали для своего чада, в какую бы систему образования Вы его не отдали, помогайте и поддерживайте ребенка – и тогда любое обучение будет для него в радость!