Что изображено на почтовой марке. Как делают почтовые марки. Марки с надпечаткой

  • 02.11.2023

Столь привычная вещь, как почтовая марка, впервые появилась в обращении в 1840 году в Англии в качестве одного из элементов почтовой реформы. Однако об авторстве марки среди специалистов нет единого мнения. Так, одни считают автором шведа Габриеля Треффенберга, который еще в 1823 году предложил наносить на конверты цветной рисунок как подтверждение оплаты. Другим претендентом на авторство является англичанин Джеймс Чалмерс, который в 1834 году отпечатал в собственной типографии пробную партию марок, которые клеились на конверт. На них были надписи, соответствующие оплате, причем цена определялась весом письма, а не расстоянием, как тогда было принято. Однако его идея не смогла пересилить бюрократические преграды.

Первую в истории официальную марку почта получила благодаря англичанину Роуленду Хиллу. За три года он добился того, что 6 мая 1840 года выпустили тираж небольших прямоугольников черного цвета с изображенной на них королевой Викторией и достоинством в 1 пенни. Их прозвали «черными пенни». Вслед за ней появилась марка достоинством 2 пенни, только она была уже не черного цвета, а синего.

Сначала марки выпускались без зубцов. Они печатались листами, и во время продажи на почте, просто отрезались ножницами. Это было весьма неудобно и вызывало множество нареканий. Однажды почтовый работник Генри Арчер с помощью швейной машинки прострочил лист с марками в месте предполагаемого отрыва. Согнув его, он с небольшим усилием его разорвал. Воодушевившись успехом, Арчер использовал сначала сломанную углу, а позднее пресс с рядом таких игл. Так появилась перфорационная машина для марок. А печатать марки с зубцами начали в 1854 году.

История почтовых марок в России началась с 10 декабря 1857 года. Именно в этот день был выпущен первый ее экземпляр достоинством 10 копеек. На марке был изображен российский герб, как и на всех общероссийских марках, выпущенных до 1917 года.

После реформы 1864 года государственная почтовая служба России стала доставлять письма во все населенные пункты, а не только в города и уездные центры. Появившаяся земская почта имела особые почтовые марки, которые действовали наряду с государственными. Каждый из уездов выпускал собственные для обращения только на своей территории, причем по предписанию они должны были отличаться от общегосударственных почтовых марок. Все это привело к огромному множеству форм, размеров и рисунков земских марок: были выпущены овальные, ромбические и круглые, гигантские и маленькие и даже с отрывными корешками для гашения.

Интересно отметить, что на любой почтовой марке, вне зависимости от происхождения, печатается латинскими буквами название выпустившей ее страны. А если его нет, то это английская марка. Сегодня Великобритания, как первая начавшая использовать в обращении марки, освобождена от обязанности указывать наименование страны-эмитента.

Что только не коллекционируют люди в современном мире! Одно из самых популярных направлений подобной деятельности - Многие считают, что это самое безобидное и дешевое хобби. Однако некоторые готовы отдать целое состояние за ту или иную редкую марку. В чем особенности этого вида коллекционирования? Какая самая дорогая почтовая марка СССР? Обо всем этом - в нашей статье.

Почтовая марка - это...

Почтовая марка - это особый знак, который служит подтверждением факта оплаты почтовой услуги и имеет свою Эта крохотная бумажка с ребристыми краешками для многих коллекционеров стала чуть ли не смыслом всей жизни.

Кроме номинала, на почтовых марках часто отмечен номер и название конкретной почтовой администрации. На любой марке, как правило, нанесен определенный рисунок, надпись и декор.

Все почтовые марки делятся на несколько видов:

  • официальные (государственного образца);
  • неофициальные;
  • марки производства частных почт.

В советское время очень многие увлекались коллекционированием марок. Да и сегодня почтовые остаются центральным объектом интереса для целого ряда филателистов. Для многих это занятие является отличным способом поностальгировать о советском прошлом.

Филателия как способ жизни

Многие филателисты начинают увлекаться этим занятием еще с раннего детства. Вначале они собирают самые распространенные почтовые марки СССР, а затем - начинают охотиться за более редкими экземплярами. Со временем, в зрелом возрасте, такие люди уже имеют в своем распоряжении солидную коллекцию различных почтовых марок.

Сам термин "филателия" происходит от двух греческих слов: "филос" - "любовь" и "ателия" - "сбор, пошлина".

Стоит отметить, что филателисты коллекционируют не только сами марки, но также и конверты, открытки с наклеенными на них почтовыми марками. Первые филателистические каталоги появились еще в середине XIX века, в Англии. В современной России существует так называемый Союз филателистов. В стране также регулярно издается тематический журнал под лаконичным названием "Филателия".

Почтовые марки СССР и их стоимость

Самой дорогой почтовой маркой в мире считается так называемая марка "Маврикий" 1847 года выпуска. Цена одной такой вещички доходит на аукционах до 20 миллионов долларов! Всего известно о 28 её экземплярах.

Почтовые марки СССР очень разнятся по своей стоимости. К примеру, коллекционная цена многих советских почтовых марок поздних годов выпуска не превышает 50 рублей. Однако некоторые из них стоят по несколько тысяч долларов. И что самое удивительное, находится много желающих отдать такие огромные деньки за маленький клочок бумаги.

В Интернете можно найти много предложений по продаже целых наборов советских марок. Так, к примеру, полный годовой набор "почтовые марки СССР 1974 года", включающий в себя 109 марок и 8 блоков, можно приобрести за 1700 рублей. Цена таких наборов во многом определяется годом выпуска марок. Так, наборы марок 40-50-х годов стоят на порядок дороже.

Пять самых дорогих почтовых марок СССР

Какие почтовые марки СССР являются самыми дорогими на сегодняшний день. Предлагаем вам ознакомиться со списком, состоящим из пяти таких позиций.

  1. Марка "Голубая гимнастика" 1959 года. Была продана несколько лет назад за 13800 долларов. Очень интересна история этой марки, тираж которой так и не был выпущен. Дело в том, что марка была приурочена к 40-летию Однако установить, в каком же именно году он был основан, так и не удалось.
  2. Марка "250 лет Полтавской победы" 1959 года. В мире существует лишь один экземпляр этой удивительной марки, который и был продан в 2013 году за 28750 долларов. Тираж этой марки не был выпущен по причине запланированного визита Н. Хрущева в Швецию.
  3. Марка "Закарпатская Украина" 1965 года. Существует лишь несколько её экземпляров, цена ее достигает 30000 долларов.
  4. Марка "Консульский полтинник". Несмотря на тираж около 70 экземпляров, коллекционная стоимость этой марки - 65000 долларов.
  5. Марка "Первая Всесоюзная филателистическая выставка" 1932 года. Известно лишь об одном существующем экземпляре. И он был продан одному коллекционеру за 776 тысяч долларов.

В заключение...

Почтовые марки СССР - объект интереса для многих современных филателистов. Для кого-то коллекционирование этих марок не более чем безобидное хобби. А кто-то посвящает этому все свое свободное время и готов отдать за редкий экземпляр огромные деньги.

Обратите внимание на возраст марки. В отличие от монет на марках, чаще всего, не указана дата изготовлении, поэтому узнать их возраст гораздо сложнее.

  • В некоторых случаях возраст марки можно определить исходя из дизайна и рисунка изображенного на ней. К примеру, если марка была выпущена в честь какого-то исторического события.
  • Более старые марки, сделаны из других сортов бумаги, нежели современные.
  • Марки использовались для различных целей. К примеру, марки морской почты имеют свою историю, а значит, отследить их возраст (зная историю) будет легче.

Узнайте город, в котором была выпущена марка. История страны и ее место в мире, могут влиять на ценность марки. Каждая страна выпускает марки на своем языке. Это может быть просто иностранный язык, или даже не латинский алфавит. Если вам попалась марка на незнакомом языке, вы можете воспользоваться онлайн переводчиком и таким образом определить страну, где она была выпущена.

Обратите внимание на то, насколько хорошо рисунок на марке выравнивается к центру. Важен не сам рисунок, а его положение на полотне марки. Определить, насколько хорошо центрируется изображение, можно перевернув марку вверх дном и посмотрев на нее таким образом.

Обратите внимание на марочную наклейку. У старых почтовых марок они, скорее всего, уже отсутствуют, если марка была приклеена к конверту или открытке. Сама по себе марочная наклейка - это тонкая полоска гуммированной бумаги, с помощью которой марку приклеивали к поверхности конверта, или вклеивали в альбом. Состояние этой наклейки также имеет влияние на качество марки.

  • Филателисты больше всего ценят мятную гуммированную наклейку (даже больше, чем курильщики мятную жевательную резинку).
  • Больше всего ценится равномерное распределение клейкого вещества по всей поверхности марки.
  • Старые альбомы, страницы которых скреплены петлями, также снижают стоимость марок.
  • Посмотрите на перфорацию (зубцовку). Перфорацию наносили на лист почтовых марок для того, чтобы облегчить их отделение одна от одной. Старые марки печатали с маленькими круглыми отверстиями по краю полотна марки. Размер их должен быть измерен с помощью специальной линейки - зубцемера, а сами отверстия должны быть четко и аккуратно вырезаны.

    Обратите внимание на маркировку (или ее отсутствие) на полотне марки. Слишком заметная маркировка может значительно уменьшить ценность марки. Поэтому предпочтительны марки, на которых она отсутствует, или же знаки ее осветлены и не вмешиваются в дизайн полотна.

  • Определите уникальность марки. Редкость марки зависит от того, каким тиражом она была выпущена и сколько копий еще сохранилось. Как правило, марки, выпущенные в течение последних 60 лет, особой ценности не имеют, так как многие из них выходили тиражом более 150 миллионов.

    • Особо ценятся среди филателистов так называемые «бракованные» марки. Это те марки, которые избежали отсева и не были изъяты в связи с ошибками печати. Самые уникальные экземпляры - марки с перевернутым рисунком.
    • Качество марки определяется 3-мя основными показателями: звучание, наличие брака или дефектов. Неправильная печать может повредить полотно марки мелкими складками в углу. Самым большим дефектом считается наличие на марке крупных складок, проколов, потертостей или пятен. Звук марки не имеет недостатков.
    • Качество марки определяется при помощи семиуровневой шкалы, аналогично с монетами. Соответственно марки по качеству делятся на уровни: ниже среднего, достаточный, средний, хороший, замечательный, великолепный и превосходный.

  • Год выпуска: 1857



    Очень редкая почтовая марка, выпущенная в Российской империи (на территории современной Грузии) для городской почты Тифлиса (ныне Тбилиси) и Коджори. В прошлом считалось, что тифлисские марки были выпущены в ноябре или декабре 1857 года, но ранее 10 декабря того же года - даты появления первых марок России. По новым данным, они увидели свет 20 июня 1857 года. Использовались в обращении на территории Тифлиса и Коджор примерно до 1865-1866 годов.

    Марка появилась по инициативе управляющего почтовым округом на Кавказе и за Кавказом Н. С. Коханова. Оригинальный выпуск был назван «бумажными штемпельными печатями, имеющими свойства облатки», причем для почтового отправления по городу требовалось наклеить одну марку («штемпельную печать»), а для пересылки в Коджоры (или обратно) - три.

    По другим, более ранним, сведениям, марки имели хождение непродолжительное время и были аннулированы с 1 марта 1858 года, когда на Кавказе стали употреблять общероссийские штемпельные конверты и марки.

    Тифлисские марки были беззубцовыми, имели квадратную форму и печатались, вероятней всего, полосками по 5 штук в листе. Они выполнены бесцветным рельефным тиснением, на желтоватой бумаге.

    Первая марка России (официальная)
    Год выпуска: 1857

    В 1851 году за границу, для изучения опыта использования марок, был командирован управляющий перевозками почты по железной дороге А. П. Чаруковский. Посетив Англию, Францию, Бельгию, Голландию, Италию, Австрию, Швейцарию, Германию и собрав массу информации, он вернулся в 1852 году в Россию. Однако нововведениям в почтовой сфере помешала Крымская война. Лишь в 1855 году Алексей Прохорович подал главноначальствующему над почтовым департаментом В. Ф. Адлербергу проект с подробным изложением мероприятия по введению приклеиваемых марок в России. По замыслу Чаруковского, русская почтовая марка должна была иметь круглую форму с зубцовкой вокруг рисунка, на ней следовало изобразить, отпечатанный с использованием нескольких красок, государственный герб. Кроме того, бумага для марок обязательно должна была быть защищена от подделок. Проект был утверждён 12 ноября 1856 года.

    Тем временем 30 июля 1856 года под руководством управляющего типографским отделением Экспедиции заготовления государственных бумаг Я. Я. Рейхеля были изготовлены эссе первых «штемпельных» марок двух типов: с государственным гербом и головой Меркурия. Марки были круглой формы, так как предполагалось, что она станет своеобразным наклеиваемым штемпелем, отсюда, кстати, и название марок - «штемпельные». К тому же, по мнению Чаруковского, неаккуратно наклеенная на конверт марка прямоугольной формы может задеть углом за ящик или за другие письма и отклеиться. Однако эти марки утверждены не были.

    Новый рисунок первой русской почтовой марки прямоугольной формы создал старший гравёр ЭЗГБ Ф. М. Кеплер и подал его на рассмотрение 21 октября 1856 года. Создавая свой эскиз марки, Кеплер внимательно ознакомился со всеми материалами, привезёнными Чаруковским из-за границы, в числе которых были образцы и оригиналы марок разных стран. В качестве прототипа для создания русской почтовой марки Кеплер взял пробу пражской фирмы «Готлиб Гаазе и сыновья», предложенную для австрийских марок прямоугольной формы.

    20 октября 1857 года Александром II были утверждены три отпечатанных двухцветных образца номиналами в 10, 20 и 30 копеек. В ноябре началось изготовление 10-копеечных марок. Первая почтовая марка России была отпечатана на белой жёсткой бумаге ручного производства с водяным знаком в виде цифры «1» высотой 15 мм. В центре марки на внутреннем овале голубого цвета воспроизведён белый рельефный герб Почтового департамента, по заказу которого она была выпущена, - двуглавый орёл и под ним два перекрещивающихся почтовых рожка. Овал окружён рамкой тёмно-коричневого цвета с надписью сверху: «почтовая марка» и «10 коп. за лотъ» - снизу. Вокруг рамки изображена императорская мантия с короной; внизу под ней повторяется надпись: «10 коп. за лотъ». Так как перфорационная машина, заказанная в Венской придворной типографии (нем. Österreichische Staatsdruckerei), поступила лишь 19 ноября и в неисправном состоянии, было принято решение об отпуске Почтовому департаменту и рассылке по губерниям части тиража 10-копеечных марок неперфорированными.

    Три жемчужины
    Год выпуска: 1908

    В 1908-1909 годах в обращение поступили новые стандартные марки Российской империи 17 выпуска, заменившие знаки почтовой оплаты выпусков 1889-1905 годов. Новые марки отличались рисунками и бумагой, а также тем, что покрывались контрольной меловой сеткой. В числе первых в декабре 1908 года была выпущена наиболее употребительная марка 7-копеечного достоинства. Вскоре после того, как она поступила в продажу, было обнаружено, что в отдельных листах встречаются по три марки с некоторыми отступлениями в рисунке.

    Выяснилось, что в петербургской типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг в печатную форму для новых 7-копеечных марок случайно включили три клише, изготовленных по промежуточным рисункам. Хотя эта ошибка была выявлена в самой типографии, часть листов марок успели отпечатать и передать в Главное управление почт и телеграфов на реализацию, и 15-20 экземпляров марок с отступлениями в рисунке успели продать.

    Марка отпечатана типографским способом голубой краской на белой бумаге с контрольной меловой сеткой.
    Имеет небольшие отклонения от серийных марок в деталях рисунка. Получила своё название по трём кружкам-«жемчужинам» вместо четырёх, расположенным с левой и с правой стороны между рамкой с указанием номинала и орнаментом, обрамляющим центральный овал с гербом. По этому отличию проще всего определить данный раритет.

    Помимо разновидности «Три жемчужины», известны также два вида пробных марок с «тремя жемчужинами», которые отличаются от раритетов отсутствием контрольной меловой сетки (первый вид) и более глубоким синим, приближающимся к цвету 10-копеечной марки той же серии, цветом.

    Консульская марка и Консульский полтинник
    Год выпуска: 1913


    Консульские марки - фискальные марки для оплаты консульских пошлин при оформлении въездных и выездных документов. В России используются с 1913 года. Использовались и в качестве почтовых.

    В 1922 году, после образования паритетного русского-немецкого общества воздушных сообщений «Дерулюфт», была открыта первая в РСФСР международная воздушная линия - Москва - Кёнигсберг.

    Имея оживлённую переписку с Москвой, ряд представительств советских торговых и промышленных организаций в Берлине испытывали неудобство в связи с тем, что существовавший в Германии официальный порядок приёма почты в РСФСР с двухнедельным интервалом приводил к задержкам всё возрастающей служебной корреспонденции. С целью устранения этих задержек по инициативе советского представителя в Берлине М. Крестинского было предложено отправлять почту советских представительств вместе с дипломатической корреспонденцией. Однако в отличие от дипломатической, почта торговых представительств должна была быть оплачена надлежащим образом с учётом действующих тарифов на авиапочту.

    Для учёта этих платежей в июле 1922 года на запасе консульских марок Российской империи, имевшимся в посольстве РСФСР в Германии, была сделана типографская красная надпечатка новой принадлежности и номинальной стоимости. Серия включала марки восьми номиналов от 12 до 1200 немецких марок.

    «Консульский полтинник», РСФСР, 1922.
    Так как этот выпуск был осуществлён без согласования с Наркомпочтелем РСФСР, инициатива дипломатического представительства не получила одобрения в Москве. Вскоре после прибытия в столицу первого авиарейса с почтой, был издан приказ об изъятии марок из обращения, а тираж был затребован в Москву.

    «Консульский полтинник» - филателистическое название одной из марок серии. Надпечатка красной краской текста «Воздушная почта Р. С. Ф. С. Р. 1200 герм. марок» была сделана на марке консульской пошлины номиналом в 50 копеек. Это одна из самых редких почтовых марок РСФСР, её ориентировочный тираж 50-75 экземпляров.



    Год выпуска: 1918

    Cерия из шести фискальных марок, выпущенная Советом депутатов Луги Петроградской губернии в 1918 году.
    Эмиссии были осуществлены Лужским финансовым отделом для оплаты общегосударственных сборов (например, сбора с заявлений). Позднее, ввиду отсутствия почтовых марок, ими оплачивалась почтовая корреспонденция. Гасились они почтовыми штемпелями города Луги с различными календарными датами 1918 года.

    Когда о выпуске стало известно в Петрограде, марки Лужского Совдепа немедленно изъяли из обращения, а в Лугу выехала специальная комиссия рабоче-крестьянской инспекции, которая уничтожила остаток.




    По утверждению бывшего управляющего Петроградским губернским отделом Госконтроля Э. Кобецкого, эти марки были выпущены Лужским Совдепом как денежные знаки, ввиду недостатка мелких денег.

    Марки отпечатаны на белой тонкой бумаге без водяного знака, способом литографской печати в две краски. Марки различных рисунков и номиналов размещались на одном листе.
    На всех эмиссиях, помимо указания номинала, надпись «Р. С. Ф. С. Р. Лужский Совдеп» и нет слова «Почта».

    Марки Пермского Совдепа
    Год выпуска: 1918

    15 апреля 1918 года Пермский уездный исполком, «в целях увеличения средств уездного Комитета…», принял решение о повышении тарифов на пересылку корреспонденции по земской почте. Примерно в июне земская почта стала именоваться уездной, несколько позднее - уездной Советской почтой.
    Предположительно в конце июня - начале июля 1918 года для нужд советской уездной почты состоялся выпуск почтовых марок, которые использовались для оплаты простых и заказных писем.

    Марки отпечатаны на плотной бумаге, часто склеенной из двух полос, способом типографской печати с рельефным тиснением. На них изображены наковальня, молот, грабли и коса; дана надпись с сокращением окончаний ряда слов: «Марка уездной почты Пермского уездного Совдепа»; номинал марок - 15 копеек.

    Миниатюры были печатались с двух клише, отличающихся друг от друга деталями рисунка, поэтому существует две их разновидности.

    В ночь с 24 на 25 декабря 1918 года Пермь, а затем и весь уезд, был занят войсками Временного Всероссийского правительства А. В. Колчака. На восстановленной 13 января 1919 года земской почте продолжили использовать марки Пермского Совдепа, вначале без изменений, а с февраля 1919 года на исходящих отправлениях почтовыми служащими вычеркивалось слово «Совдеп».

    Слово «Совдеп» вычёркивали чёрными чернилами, предположительно, после наклейки марки на письмо. Имеются сведения, что это слово зачёркивалось также фиолетовыми чернилами и карандашом.

    Освобождённый пролетарий
    Год выпуска: 1921

    10 августа 1921 года вышли первые стандартные марки РСФСР. Рисунки для них заказали группе художников и отобрали самые удачные проекты. Последняя марка серии в 40 рублей - аллегория «Освобождённый пролетарий» - была создана художником М. И. Антоновым и гравёром П. С. Ксидиасом.


    Позднее, для вспомогательного стандартного выпуска от 10 февраля 1922 года, на марке были сделаны типографским способом две надпечатки нового номинала и с текстом «РСФСР / 10.000 р.»:

    чрного цвета (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 18),
    красного цвета (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 23).

    На марке изображён пролетарий, вооружённый мечом, повергающий дракона, олицетворяющего капитализм. Перед пролетарием открывается освещённый солнцем путь к свободе, к новой жизни.

    «Освобождённый пролетарий» считается одной из лучших почтовых миниатюр и по художественному решению, и по полиграфическому исполнению. По результатам внутреннего конкурса Гознака, проведённого среди художников этой организации, марка получила первую премию.

    Это была первая и единственная марка работы М. И. Антонова, и она долгое время считалась самой первой советской почтовой маркой (или одной из самых первых). В частности, в 1946 году была выпущена серия «25 лет советской почтовой марке».




    Марка без зубцов, сине-зелёного цвета, выполнена на плотной бумаге посредством гравюры на стали. Номинал - 40 рублей. Водяной знак - «теневые квадраты».
    Известны пробные марки серо-фиолетового цвета, без клея.


    Год выпуска: 1922-1923

    Марка оранжевого цвета - 70-рублёвая беззубцовая оранжевая почтовая марка РСФСР четвёртого (по другой классификации - третьего) стандартного выпуска, выпущенная в декабре 1922 - январе 1923 года. Представляет собой двойную ошибку печати и является одной из редчайших марок.

    Появление этой марки - результат двойной ошибки, возникшей следующим образом:


    При печатании в оранжевом цвете листов 100-рублёвых марок той же серии с зубцами 14:14½ , состоящих из 100 штук марок и подразделённых полями на 4 листка, по 25 марок в каждом, на 72-е место (в третьем нижнем левом листе) в печатную форму ошибочно было включено одно клише 70-рублёвой марки. Произошло это при замене изношенного клише в печатной форме 100-рублёвых марок. Отсюда ошибка цвета: 70-рублёвая зубцовая оранжевая марка вместо лиловой. Этот вид полиграфической ошибки - когда клише одной марки попадает на лист другой - известен под романтическим названием «кукушкино яйцо».
    Та же марка, но уже без зубцов появилась в результате того, что несколько таких листов 100-рублёвых марок с ошибочным включением одной 70-рублёвой марки не были перфорированы и в таком виде из типографии Гознака были переданы Народному комиссариату почт и телеграфов.

    Всего таких экземпляров оказалось немного, поскольку ошибку быстро заметили и исправили. Позднее 70-рублёвая беззубцовая оранжевая марка РСФСР была обнаружена только в трёх коллекциях, не считая государственной.


    Год выпуска: 1925

    Лимонка» - филателистическое название почтовой марки СССР из первого стандартного выпуска («Золотой стандарт»), которая была выпущена в 1925 году.

    «Лимонка» входит в один из выпусков «Золотого стандарта» состоявшего из марок двадцати номиналов (от 1 копейки до 5 рублей). При изготовлении марки номиналом в 15 копеек («Лимонки»), перфорационный станок пришёл в негодность, в то время как остальные номиналы были напечатаны в полном объёме. Чтобы не срывать поставки почтовых марок, руководство Гознака приняло решение отправить эту партию в срок, не дожидаясь допечатывания 15-копеечной марки. Вследствие того, что тираж «Лимонки» оказался очень малым, а данный выпуск предназначался для отправки в отдалённые регионы СССР, в которых было очень мало распространено коллекционирование почтовых марок, практически все 15-копеечные марки были использованы по назначению. Поэтому «Лимонка» сейчас считается редкой маркой, особенно не прошедшая почту (негашёная).


    Год выпуска: 1931

    Серия марок «Дирижаблестроение» появилась в то время, когда внимание советского правительства и общественности было устремлено на развитие этого вида воздухоплавания в связи с первым прилётом в СССР немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» в сентябре 1930 года.


    В 1931 году журнал «Советский коллекционер» написал по поводу выпуска 50-копеечной марки этой серии:
    « Марка в 50 коп. фиксирует роль дирижабля в исследовании малоизвестных областей земного шара. Воздушный корабль пролетает над Северным полюсом, который за последние годы приковал к себе внимание всего мира, особенно после катастрофы дирижабля «Италия» и незабываемых подвигов «Красина»…

    На марке изображён дирижабль над земным шаром. Номинал 50 копеек. Создатель миниатюры - художник Василий Завьялов.

    Марка проектировалась к изданию в тёмно-коричневом цвете. Однако при изготовлении небольшая часть тиража, в количестве 3 тысяч штук, была отпечатана чёрно-синей (аспидной) краской. Это одна из редких советских почтовых марок.

    Ещё более редка эта же марка в беззубцовом варианте. Её тираж 24 штуки, то есть это один лист, случайно оказавшийся неперфорированным.

    Леваневский с надпечаткой
    Год выпуска: 1935

    Марка с надпечаткой была выпущена Наркомпочтелем 3 августа 1935 года к намечавшемуся полёту Сигизмунда Леваневского, Георгия Байдукова и Василия Левченко на самолёте АНТ-25 по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско и предназначалась для оплаты почтовых отправлений на этом самолёте. В тот день действительно была предпринята попытка перелёта на расстояние 2 тысяч километров, однако былa прерванa из-за неисправности мотора.

    Красная типографская надпечатка текста «Перелет Москва - Сан-Франциско через Сев. полюс 1935» и дополнительного номинала «1 р.» выполнена на марке с портретом С. А. Леваневского из серии «Спасение челюскинцев».

    Имеются редкие разновидности этой марки - со строчно́й буквой «ф» в слове «Сан-Франциско» - пять марок в листе (один ряд) с перевёрнутой надпечаткой (предположительно один лист) и перевёрнутая надпечатка со строчной буквой «ф» (предположительно пять штук).

    По некоторым данным, перевёрнутую надпечатку сделали на нескольких марочных листах по специальному указанию наркома внутренних дел Генриха Ягоды, который был известен как филателист.

    Одну из марок со строчной буквой «ф» в названии города Сан-Франциско на «перевёртке» во время Второй мировой войны по указанию И. Сталина подарили президенту США Ф. Рузвельту. Марка была изъята у московского коллекционера, имя которого осталось неизвестным.

    В 1982 году марка с перевёрнутой надпечаткой была украдена из коллекции Самуила Блехмана и вывезена за границу. Она сменила нескольких владельцев, а 15 июня 2000 года была выставлена на продажу на лондонском аукционе Harmers со стартовой ценой 40 тысяч фунтов стерлингов. Однако за день до открытия аукциона об этом стало известно сотрудникам российского бюро Интерпола, по просьбе которых марку исключили из числа лотов. Доказательством принадлежности марки коллекции С. Блехмана стала её фотография из каталога 1978 года с указанием имени владельца, которую переслали в Лондон по дипломатическим каналам. В 2001 году марка была возвращена в Россию.


    Год выпуска: 1941

    Является первой советской почтовой маркой, посвящённой Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

    Марка «Будь героем!» создана по мотивам первого военного фотоплаката художника В. Б. Корецкого, выпущенного под тем же названием издательством «Искусство» 30 июня 1941 года. По сведениям каталога «Стандарт-Коллекция», оформление марки было осуществлено художниками Гознака, в каталоге Соловьёва в качестве автора указан В. Б. Корецкий. В отличие от плаката, художником была изменена только одна деталь - поворот головы красноармейца.

    Первоначально планировалось полное перенесение плакатного сюжета на марку. Однако сильно затемнённый рисунок требовал применения способа печати, удлинявшего срок производства марки. Тогда рисунок был разложен на штрихи. Этот проект был принят и утверждён к производству.

    В августе 1941 года часть тиража была вывезена со склада и поступила в почтовые отделения, другая же часть оставалась на складе. Во время одной из бомбёжек Москвы в этот склад попала авиабомба, находившаяся там часть тиража погибла. Поэтому первая военная марка теперь довольно редка.

    Приказом Министерства культуры СССР № 120 от 23 марта 1987 года марка была внесена в список редких почтовых марок и блоков, не подлежащих вывозу (пересылке) из СССР.

    Зелёный блок
    Год выпуска: 1964


    Первый номерной блок, изданный в СССР.

    На блоке изображена гимнастка на фоне олимпийского спортивного комплекса в Токио (художник Е. Д. Анискин). За основу рисунка взята фотография из журнала «Физкультура и спорт» № 10 за 1961 год, на которой вольные упражнения выполняет гимнастка, олимпийская чемпионка Тамара Люхина (Замотайлова). Порядковые номера на блоках печатались красной краской.

    В дни открытия и закрытия Олимпийских игр использовались специальные почтовые штемпели для гашения блока в Москве.

    Известна разновидность этого блока (тип II) - «Сломанная звезда» (верхний луч звезды деформирован), которая оценивается несколько дороже нормального I типа.

    Издан в количестве 35 тысяч экземпляров, что является самым малым тиражом для выпусков почты СССР после 1945 года. Некоторые филателисты считают данный блок крупноформатной маркой.

    по материалам http://napolyah.livejournal.com/99483.html

    Публикации раздела Музеи

    Графика малых форм, или Почтовая миниатюра

    С амые растиражированные произведения искусства, что облетают весь мир вместе с конвертом. Почтовую марку придумали британцы в 1840 году. На российские почтамты новый знак оплаты корреспонденции в художественном исполнении поступил в 1857 году и стал новым видом творчества для отечественных живописцев. Подробнее о художниках- миниатюристах и их творениях - Наталья Летникова .

    Филателисты или искусствоведы?

    «Перевернутая Дженни». Авиапочтовая марка США 1918 года с перевернутым изображением самолета Curtiss JN-4

    «Тифлисская уника» («Тифлисская марка»). Очень редкая почтовая марка, выпущенная в Российской империи (на территории современной Грузии) для почты Тифлиса (Тбилиси) и Коджори в 1857 году

    «Быстрая Дженни». Авиапочтовая марка США 1918 года с изображением самолета Curtiss JN-4, смещенного в левую сторону с наложением на рамку марки

    Между законами искусства и критериями филателии балансируют художники, создающие изображения для марок. Первоначально оценка почтовой марки - дело самой почты. Филателисты же ценят марки редкие, выпущенные малым тиражом и нестандартные: с опечатками и ошибками, как «Перевернутая Дженни». Изображение аэроплана, напечатанное вверх ногами, стоит около трех миллионов долларов.

    «Тифлисская уника», выпущенная в 1857 году для городской почты Тифлиса, считается специалистами одной из самых дорогих отечественных марок. Изначально она стоила 6 копеек - на аукционе в 2008 году один из трех сохранившихся экземпляров оценили в 700 тысяч долларов.

    Для пользы общества

    Одна из первых в России почтовых марок «В пользу сирот воинов действующей армии». 1904 год

    Почтовая марка из серии, посвященной 300-летию дома Романовых. Петр I (с портрета Годфри Неллера, 1698). 1913 год

    Почтовая марка из серии, посвященной 300-летию дома Романовых. Александр II (по гравюре академика Лаврентия Серякова с портрета Георга Ботмана, 1873). 1913 год

    Почтовая марка из серии, посвященной 300-летию дома Романовых. Николай II (с гравюры Федора Лундина, художник Рихард Зариньш). 1913 год

    Нести идеи в массы, быть рупором ярких и знаковых событий. Практически сразу после своего появления марки «заступили» на службу общественным интересам. В 1904 году во время Русско-японской войны по заказу Императорского женского патриотического общества вышла серия марок с надбавкой в 3 копейки на нужды сирот действующей армии. С помощью марок собирали средства и в Первую мировую - для раненых и семей погибших. Изображали на этих марках узнаваемые виды и памятники Москвы и Санкт-Петербурга.

    Специальным выпуском было отмечено 300-летие династии Романовых . Первая и единственная серия памятных марок Российской империи вышла в 1913 году. Чаще других в этой серии встречается портрет правящего на тот момент Николая II - на марках достоинством в 7, 10 копеек и 5 рублей. Эскизы для марок с известных монарших портретов выполнили художники Иван Билибин, Евгений Лансере и Рихард Зариньш.

    Новая власть - новые марки

    «Рука с мечом, разрубающим цепь». Первая почтовая марка Советской России, изготовленная по эскизу Рихарда Зариньша. 1918 год

    «Аспидка» («Аспидно-синий дирижабль»). Редкая почтовая марка СССР из серии «Дирижаблестроение». 1931 год

    Марка СССР из серии «Пятилетие Октябрьской революции». Художник Иван Дубасов. 1922 год

    Спустя четыре года именно художник Зариньш стал первым автором марок Советской России. Рука с мечом, разрубающая цепь. Такую картину стали печатать почти сразу после Февральской революции. С тех пор что ни событие, то новая иллюстрация в филателии.

    В Советском Союзе изображения на марках стали своеобразной хроникой политической жизни в стране. К примеру, марка к пятилетию Октябрьской революции - работа известного художника Ивана Дубасова. Рабочий высекает на каменной плите даты первой революционной пятилетки. Особое значение имеет цветовая гамма, акценты, шрифт - еще более броский и читаемый, чем на плакате, ведь марка в разы меньше.

    Индустриализация и дирижабли, портреты вождей и вехи в развитии государственности - как принятие Конституции страны. Художники зачастую трудились над общей темой целыми творческими коллективами. Особую популярность приобрели филателические серии: «Дирижаблестроение», «Филателия - детям», «Народности СССР»… В военные годы марки посвящали воинским частям и героям войны, в мирные - темы звучали самые разные: от лыжного двоеборья до ароматизированной серии «Дары природы».

    Искусство графической миниатюры

    Почтовая марка из серии «История отечественного флота». «Броненосец «Потемкин». 1972 год

    Почтовая марка «10 лет МОПР», созданная по эскизу Федора Федоровского. 1932 год

    Почтовая марка ко дню рождения композитора Дмитрия Шостаковича. 1976 год

    «История отечественного флота» - одна из самых знаменитых серий в почтовой миниатюре. Автор Василий Завьялов свой первый рисунок для марки сделал в 19 лет, в 1925 году. Всего же художник стал автором более 600 знаков почтовой оплаты. Знаменитый график считал: для творческого успеха необходимы «твердая рука, острый глаз и верность природе». Качества особенно актуальные, когда работа идет над столь маленькой картинкой.

    Создавал почтовые марки и Федор Федоровский. Одна из миниатюрных работ главного художника Большого театра и автора проекта рубиновых звезд на башнях Кремля - проект почтовой марки «10 лет МОПР» (Международной организации помощи борцам революции).

    Создание марки - как своеобразное испытание на профессионализм. График Владислав Коваль во время обучения в Московском полиграфическом институте решил написать домой в Дхауджикау и отправить письмо… с собственноручно нарисованной маркой-автопортретом. Почта конверт пропустила, а уже через два года предприимчивый художник рисовал юбилейную марку ко дню рождения