Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе первого года обучения для детей с общим недоразвитием речи. Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе Возможно это вас заинтересует

  • 20.08.2024

Светлана Никитина
Интегрированное занятие логопеда и воспитателя с использованием мультимедийного сопровождения на тему «Дикие животные»

Интегрированное занятие логопеда и воспитателя с использованием мультимедийного сопровождения

на тему «Дикие животные »

(подготовительная к школе группа для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Задачи :

Коррекционно-развивающие :

Развивать умение сравнивать объекты по различным признакам, делать выводы;

Развивать зрительное восприятие и внимание ;

Коррекционно-образовательные :

Уточнить лексико-грамматические представления по теме «Дикие животные » ,

Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения) ;

Учить соотносить речь с координацией движений;

Совершенствовать согласование слов в роде, числе, падеже;

Закрепить навык составления рассказа-описания;

Коррекционно-воспитательные :

Учить детей бережно относиться к живой природе ;

Формировать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности.

Оборудование : презентация на мультимедийной доске с проектором , магнитная доска, сюжетные картинки с изображением диких животных , контейнеры с фишками для звукового и слогового разбора слов , изображение зайца для каждого ребенка, вата, клейстер.

Ход занятия.

Логопед -Дети , вы любите слушать сказки? Я расскажу вам сегодня лесную сказку (предварительно из группы выбирается один ребенок, на протяжении всего занятия играющий роль зайчонка):

В густом, дремучем лесу жила-была зайчиха со своим зайчонком. Зайчонок был очень непослушным. И вот, однажды, убежав без спроса погулять, он заблудился в лесу. Зайчонок очень испугался, и стал жалобно звать на помощь маму.

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила :

Что случилось? Ты потерялся?

Да, я потерял маму.

А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?

Нет, горько заплакал малыш.

Из-за дуба в развалку вышла медведица и сказала :

Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

Нет, продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала :

Я знаю, у твоей мамы колючки на спине…

Нет, продолжал рыдать малыш.

С сопением из норы вылезла барсучиха.

Может у твоей мамы белые полоски на мордочке – поинтересовалась она .

Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму : с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?

Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?

Моя мама – самая красивая.

Логопед : А теперь, если вы внимательно слушали сказку, то легко ответите на мои вопросы.

Беседа по сказке.

Логопед : Кто заблудился в лесу?

Дети : В лесу заблудился маленький зайчонок.

Логопед : Почему зайчонок заблудился?

Дети : Он был непослушным, и ушел из дома один без спроса.

Логопед : Кто пришел на помощь малышу?

Дети : На помощь пришли лесные мамы.

Логопед : Но мы так и не поняли, какая мама зайчонка? Я предлагаю всем, вместе с зайчонком, пойти в нашу лесную школу, где мы ответим на все вопросы.

Дети рассаживаются на свои места перед мультимедийной доской , начинается показ слайдов.

1 слайд : Логопед - исключи «лишнее» («4 лишний» среди диких животных ) по очереди вызываются дети, нажимают на лишнюю картинку, объясняют, если верно -картинка исчезает.

2 слайд : Логопед – «Найди детёныша» :

На слайде- путаница, задача каждого ребенка найти и передвинуть детеныша к маме (для читающих детей-слова, для нечитающих - картинки)

У медведицы … лисёнок

У лисицы…. волчонок

У ежихи …. медвежонок

У волчицы…. Ежонок

3 слайд – воспитатель проводит игру «Посчитай-ка» (согласование числительных и существительных-названий животных ):

1 (один) медведь, 2 медведя, 3, 4, 5 медведей

1 (одна) лиса, 2 лисы, 3, 4, 5 лис и т. д. (на экране движется картинка животного последовательно рядом с каждой цифрой).

4 слайд : Логопед просит выложить звуковые схемы слова БЕЛКА

Дети выкладывают их на столах, сверяют правильность с доской, делят слово на слоги с тактильным контролем, ставят ударение.

Воспитатель приглашает детей отдохнуть на лесной полянке под музыкальное сопровождение Е Железновой «Зайка» (координация речи и движения)

5 слайд : Логопед – Какое животное спрятано за фигурой ? (на доске фигуры, за которыми видна какая-то часть тела животного )

За квадратом лиса, я вижу лисий хвост, и т. д.

Последняя спряталась зайчиха, дети описывают её более подробно :

Это зайчиха, у неё длинные уши, короткий хвостик, мягкая белая шерсть. Вот какая мама у зайчонка, давайте сделаем её портрет.

Дети совместно с воспитателем делают аппликацию , наклеивая кусочки ваты на изображение зайца.

Итог : - Вам понравилось путешествие в лес?

Что запомнилось? Как нужно вести себя в лесу?

Публикации по теме:

Программное содержание: формировать у детей представления о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях.

«Путешествие в сказку» Интегрированное занятие логопеда и воспитателя по обучению грамоте Цели: Систематизировать знания о гласных и согласных звуках; Развивать фонематический слух; фонематическое восприятие; Воспитывать.

04/04/2015 г. Воспитатели группы «Звездочка»: Анищенко Т. В., Позднякова Е. Ю. Образовательные области: речевое развитие, познавательное.

Интегрированное занятие в старшей группе «Как дикие животные готовятся к зиме» Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природным миром и развитию речи «Как дикие животные готовятся к зиме». Содержательные.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Дикие животные» Цель: Расширять знания детей о диких животных; Задачи: Обогатить словарь.

- обобщить и систематизировать знания детей о зиме , учить подбирать ассоциацию к слову, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа;

Пополнять активный словарь эпитетами, сравнениями;

Формировать умение по порядку выделять звуки в словах;

Совершенствовать оптико-пространственные представления, умение соединять отдельные элементы в единое целое (букву), узнавать букву с помощью тактильных ощущений, учить детей исследовательской деятельности, умению сравнивать предметы, побуждать размышлять, выражать свои мысли развёрнутой фразой, совершенствовать умение детей отгадывать загадки;

Вызывать радость от выполнения заданий;

Оборудование: демонстрационный материал по теме, раздаточный материал по теме, лото «Времена года », игра «Необычный конструктор» (элементы букв), буквы разрезной азбуки, игрушки снеговик, корова, загадки о зиме, вырезанные из бумаги снежинки разнообразной формы, мяч «снежок», пластилиновые буквы, ведро для сугроба, цветной картон, клей, соль, запись музыки для психогимнастики.

Ход логопедического занятия в детском саду

Организационный момент

Логопед читает четверостишие, дети стоят в кругу:

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Дидактическая игра «Каждый знает»:

Сядет на стульчик тот, кто назовёт мне правильное слово. Ребятам предлагается закончить предложение и назвать слова:

«Каждый знает, что белым бывает… ». (Варианты ответов детей)

Детям предлагается отгадать загадки

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (снег)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная … (снежинка)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим … (лед)

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец – … (сосулька)

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года? (зима)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом -

Все покрыла серебром. (зимние месяцы)

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка … (мороз)

Уточнение времени года, зимних месяцев, признаков зимы.

Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? (О зиме.)

Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?

На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Назовите их.

(Это - зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.)

Скажите, какие дни зимой?

Зимой дни короткие.

Какая погода зимой?

Зимой холодно, морозно. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. Часто снегопады. Метут метели, вьюги.

Что происходит с лужами, реками, морями?

Реки, лужи, моря зимой замерзают, покрываются льдом.

Чем покрыта земля зимой? Какие деревья?

Снег покрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветках деревьев. Деревья стоят голые, без листьев.

Зима приносит с собой много интересных и необычных природных явлений: снег со своими красивыми снежинками, мороз, рисующий забавные рисунки на окнах, лед, позволяющий нам кататься на коньках и т.д. А Новый год и Рождество – разве было бы так весело встречать их без снега и мороза?

Дидактическая игра «Гирлянда ассоциаций»

Ребята, я вам сейчас брошу снежок и скажу слово, а вы назовите то, что первое пришло в голову, что вы представили, назовите свою ассоциацию, связанную с этим словом.

Новый год

Гирлянда

Дед мороз

Снеговик

Ребята, по дороге в садик я встретила Снеговичка. А представляете, на чём он прилетел?.. На Корове. Он сказал, что его послал Дед Мороз. Но по дороге к нам он упал, и потерял самое любимое слово. Давайте поможем ему разобраться. И выберем из множества слов то, которое нужно Снеговичку.

Задание 1

Игра «Летела корова»

Игроки сидят в кругу и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «вода». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего «а».

Задание 2

Дидактическая игра «Собери словечко»

С, У, П; П, У,Х; С,О,Н; К,О,М; К,О,Т; Д,Ы,М; Л,Е,С; З,И,М,А;

Ну, наконец – то мы нашли. Конечно, это слово ЗИМА

Вот к нам и пришла зима

На деревьях бахрома.

Из окна не виден двор.

Все стекло покрыл узор.

Задание 3

Дидактическая игра « Один – много»

Ребята, давайте мы покажем снеговичку, что мы о зиме очень много знаем.

Скажите, чего много зимой?

Снег – много снега

Лёд – много льда

Снежинка – много снежинок

Санки – много санок

Вьюга – много вьюг

Снеговик - много снеговиков

Снежок – много снежков

Сосулька – много сосулек

Гирлянда – много гирлянд

Снегирь – много снегирей

Звезда – много звёзд

День – много дней

Ночь – много ночей

Забава – много забав.

Праздник – много праздников

Задание 4

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

А теперь скажите, чего зимой не бывает и почему.

Логопед называет цепочку слов, дети выделяют лишнее слово, объясняют, почему.

Почки, метель, снег, мороз.

Снежинка, цветы, снеговик, вьюга.

Зима, подснежник, снегурочка, снегопад.

Мороз, лёд, листопад, холод.

Снегурочка, метель, жара, сосулька

Задание 5

На столе разложены картинки с изображением зимы и других времён года. Детям предлагается выбрать картинки «ЗИМА – не ЗИМА» и составить по ним предложения

Задание 6

Дидактическое упражнение «Как сказать одним словом?»

А теперь мы с вами хорошенько подумаем и назовём одним словом:

Замерзшая вода (лед);

Падает снег (снегопад);

Сильная метель (вьюга);

Снег прилип к деревьям (иней).

Дидактическая игра «Чем похожи и непохожи?»

А теперь подумайте, чем похожи и непохожи

Лёд и снег.

Лёд и стекло

Снег и вата

Задание 7

«Подбери признаки»

Ребята, а скажите, какая зима, мороз, снег, снежинка?

Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…

Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый…

Снег – белый, пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый…

Снежинка – красивая, ажурная, белая, лёгкая, маленькая, волшебная…

Психогимнастика «Снежинки»

Давайте представим себе, что мы маленькие веселые снежинки, которые падают из тучки. Их ровные белые ручки – лучики помогают опускаться на землю. Снежинки кружатся, играют друг с другом и укрывают все вокруг белым, пушистым ковром.

Выполняется под музыку.

Кружатся снежинки в воздухе морозном,

Дети медленно кружатся имитируя полет снежинок.

Падают на землю кружевные звезды.

Приседают.

Вот одна упала прямо на ладошку.

Сдувают невидимую снежинку с ладони.

Ой, не тай снежинка, подожди немножко!

На столе «сугроб» на сугробе лежат снежинки с заданиями

Ребята! Как их много, давайте посчитаем, сколько... «Сосчитай снежинки». Посмотрите, что принесли нам снежинки. Это наверное, новые задания

Задание 8

Ребята, посмотрите, записочка

Логопед читает:

Ты в ведёрко не смотри,

Чудо-буковку возьми

Ты узнай её, не глядя,

А потом её сложи

Игра «Волшебный мешочек»

Дети достают букву, на ощупь узнают её, из отдельных частей выкладывают букву.

Игра «Необычный конструктор».

Затем придумывают на неё слово. Логопед просит детей назвать в слове первый и последний звуки, найти позицию одного из звуков в слове.

Задание 9

Игра «»Буквы рассыпались»

Снеговичок предлагает нам сесть за столики.

Детям предлагается из «рассыпанных букв» собрать понятное слово

Задание 10

Игра «Солёные буквы»

Снеговичку понравилось, как мы справляемся с заданиями. И он решил нам сделать подарок. Это мешочек снега. Но этот снег волшебный, он не тает. (Логопед достаёт мешочек с солью). И мы сейчас тоже снеговику сделаем на память подарок.

На листе картона клеем пишутся буквы. Дети засыпают листы солью, затем стряхивают, на листе остаётся только изображение буквы.

Задание 11

«Назови родственные слова»

А теперь послушайте стихотворение и найдите родственные слова. Мы помним, что это те слова которые звучат похоже и связаны друг с другом по смыслу. Давайте поищем, в каких словах спряталось слово «СНЕГ»

Тихо-тихо, как во сне,

Падает на землю снег

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые снежинки.

На посёлки, на лужок

Всё снижается снежок.

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в снежки,

Словно в белый пуховик

Нарядился снеговик.

Рядом снежная фигурка –

Это девочка-снегурка.

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил снег.

В конце занятия детей хвалят за работу. Каждый ребёнок получает приз: раскраску и конфеты-льдинки

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога

Тема занятия. Путешествие в волшебную Страну Звуков

Автор : Кушнарева Ирина Алексеевна - педагог-психолог МБДОУ №60 "Ягодка" с.Кулешовка Ростовской области.
Описание материала: Уважаемые гости и пользователи Портала, предлагаю интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога для старших дошкольников, которое направлено на закрепление артикуляторных навыков, развитие психических процессов и мелкой моторики, снижение психоэмоционального напряжения.
Цель – включение ребенка в занятие; создание доверительной, сказочно-волшебной обстановки.
Задачи:
Образовательные :
1. закрепить понятия «звук», «буква», «гласный», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;
2. выявление реальных страхов детей, формирование социального доверия; развитие уверенности в себе, снижение уровня тревожности.
Развивающие:
- формировать артикуляторные умения и навыки;
- активизировать произвольное внимание, умственные способности;
- развивать умение опознавать и различать фонемы по твердости – мягкости, по звонкости – глухости;
- развивать слуховое внимание и творческое воображение в процессе восприятия музыке;
- развивать мелкую моторику, память, внимание, восприятие, мышление;
- упражнять в умении ориентироваться в пространстве, закреплять умение двигаться в соответствии с музыкой и текстом;
- снижение психоэмоционального напряжения.
Воспитательная :
Воспитывать умение уважительно относиться к мнению других.
Оборудование: сундучок, корзина, колючие мячики красного, синего и зеленого цвета по количеству детей, фигурки гномов, красные, зеленые и синие флажки по количеству детей, колокольчики по количеству детей, буквы А. О. У. И. схемы артикуляции гласных звуков, воздушные шарики, презентация, мелодии, клубок, игрушка гнома, подносы с манной крупой по количеству детей, скатерть.
Предварительная работа: повторить с детьми схемы, обозначающие гласные, согласные, твердые, согласные мягкие, глухие и звонкие звуки. Подготовить оформление зала (деревья, листья, гномы), стол с подносами с манной крупой, стулья перед зеркалом.

Ход занятия
1. Психолог - Приветствие «Клубок ».
Дети заходят и садятся на стульчики по кругу, включен СЛАЙД «Веселое солнышко».
Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!
Давайте начнем нашу встречу с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок ».
В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…Отлично!
Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.
А теперь аккуратно положим ниточку на пол. Понравилось вам играть?
Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка?
Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.
Вы чувствуете, как нам стало хорошо, тепло и уютно? Даже солнышко нам улыбается, посмотрите на этот слайд.
2. Логопед - ритмическое упражнение «Солнышко » (на соотнесение слов с движением - дети встают в круг).
- Давайте покажем нашим гостям какие мы дружные, добрые, как нам хорошо под лучами нашего веселого солнышка:
«Протянуло солнышко нам свои ладошки,
Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
С солнышком покружимся,
Со звуками подружимся!» (дети изображают лучи солнца - поднимают руки вверх, соединяют ладони, и ходят по кругу, кружатся).
3. Психолог - Игра «Спаси птенца ».
Ребята солнышко пригрело, и к нам прилетят птицы. Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и поднесите их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным и спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
4. Логопед – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Посмотрите это Гномик, он к нам пришел из Страны Звуков.
Логопед – самомассаж, артикуляционная гимнастика.
- Ребята, Страна звуков– это удивительная страна. Там живут Гномы-Звуковички, они любят петь разные звуковые песенки – гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие. В этой стране учатся правильно, красиво произносить все звуки, а для этого надо тренировать язычок. Гномик предлагает вам разогреть мышцы лица под лучами этого солнышка – сделать массаж лица.
Самомассаж “Солнышко ” (дети подходят к большому зеркалу).
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик (движения по лбу от середины к вискам).
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи (плавные зигзагообразные движения оп лбу).
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки (потирают щёчки).
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки (постукивают пальцем по носу и щёчкам).
-А теперь потренируем язычок - артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».
Это язычок пришел (высунуть язык).
Вправо он сейчас пошел (тянуться кончиком языка вправо).
Всё, что нужно увидал
И налево зашагал (тянуться кончиком языка влево).
Он окно не закрывает,
Кверху язычок поднимает, (кончик языка тянется к носу).
Он окно не закрывает,
Книзу язычок опускает (кончик языка тянется к подбородку).
Поиграл он с вами в прятки
И помчался на лошадке (щелкать языком, рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке).
- Теперь можно отправляться в путь!
5. Психолог релаксация (2 мин.) (ритуал вхождения в волшебную страну звуков).
-Вы не испугаетесь отправиться в это путешествие? (Нет!)
-Ну, тогда вперед. Закройте глаза…
Логопед включает музыку и СЛАЙД «Весенний лес» - звучит АУДИОЗАПИСЬ «Звуки весеннего леса», дети в свободной позе лежат на паласе, в это время логопед расставляет картинки весеннего леса.
Вдох…выдох.., вдох…выдох.., вдох…выдох… Представьте себе весенний лес. Он кажется приветливым и гостеприимным. На ветвях деревьев начинают появляться первые листочки. На земле пробивается трава и первые цветы. Воздух наполнен свежестью и пропитан запахом свежести. Сквозь кроны деревьев видны облака, светит весеннее солнце, его лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Почувствуйте, как ветер дует вам на лицо. Вы слышите шепот ветра. Вы слышите пение птиц. В лесу так спокойно, так хорошо… Весенняя природа – это просто красота. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Вот мы и оказались в сказочном лесу волшебной страны звуков! (Дети открывают глаза и оказываются в сказке).
6. Логопед (дети ходят вместе с логопедом, осматривают оформление зала).
- Посмотрите, вокруг кусты, деревья, ели, над головой светит солнышко, а на тропинках под ногами шишки и листва. Мы оказались в настоящем лесу.
- Ребята, какое сейчас время года? (Весна)
Значит наш лес какой? (Весенний)
Деревья какие? (Весенние)
Солнышко какое? (Весеннее)
- Ребята, не забывайте, наш лес находится в волшебной стране звуков. Вспомните, какие звуки вы слышали, когда отправились в путешествие? (Ответы детей)
Психолог включает СЛАЙД «Гномы» (красный, синий, зеленый) и звон колокольчиков.
- Послушайте, кажется, какие-то звуки?
Да это же жители страны - Гномы-Звуковички, на полянке играют.
-Давайте посмотрим на гномов внимательнее, они одинаковые? Чем отличаются?
(Красные, синие, зеленые колпачки).
Логопед
- Посмотрите, они принесли Сундучок. А что же в нем? (открываем сундучок).
Логопед
- Ребята, мне кажется, в сундучке самые любимые игры Звуковичков.
7. Психолог
- Это «колючий» мячик – для чего он нужен? (ответы детей).
Сейчас мы с вами сделаем массаж, а начнем с пальчиков...
Логопед подает корзинку с мячами - красный, зеленый, синий - по количеству детей.
Психолог - Упражнение с колючим мячом (дети каждый произносит слова и катают мяч между ладонями).
«Здравствуй, мой любимый мячик,
Скажет утром каждый пальчик».
8. Логопед
- Какого цвета мяч у Сони? (Красного) У кого еще мячик такого же цвета?
- Какие звуки мы обозначаем красным цветом? (Гласные)
- Красные Гномики-Звуковички какие звуки произносят? (Гласные)
(Дети отвечают и отдают мяч, а взамен получают красный флажок)
Какого цвета мяч у Маши? (Синего) У кого еще мячик такого же цвета?
Какие звуки мы обозначаем синим цветом? (Согласные, твердые)
- Синие Звуковички какие звуки произносят? (Согласные, твердые)
(Дети отвечают и отдают мяч, а взамен получают синий флажок)
Какого цвета мяч у Вани? (Зеленого) У кого еще мячик такого же цвета?
Какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (Согласные, мягкие)
- Зеленые Звуковички какие звуки произносят? (Согласные, мягкие)
(Дети отвечают и отдают мяч, а взамен получают зеленый флажок)
Психолог включает музыку «Ветра».
9. Психолог
Ребята, вы слышите шум? А вам страшно? А чего вы боитесь? (ответы детей).
Ребята, бояться это не стыдно. Я тоже боюсь …
А вы чего боитесь? (ответы детей).
У меня есть волшебный песок – голубой и сиреневый. Подойдите, посмотрите.
Положите руку на песок. Какой он? (ответы детей)
Что вам сейчас хочется сделать?
Давайте нарисуем наш страх.
Пройдите ко мне на ковер, ложитесь. Сейчас будет звучать музыка, вы закроете глаза и представите свой страх. Я подойду к каждому из вас и дотронусь вот этой волшебной палочкой и ваши страхи уйдут.
Открывайте глаза, потянулись. Давайте посмотрим на наши рисунки. Что это?
Ребята, вместе с рисунками ушли наши страхи.
10. Логопед - Игра с флажками «Ушки на макушке ».
- Чтобы в сказочной стране звуков не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки! (Логопед называет звуки гласные, согласные твердые и мягкие, а дети поднимают нужный флажок).
Логопед - Гномы –Звуковички приготовили для вас еще интересные звуковые игры.
Логопед достает и показывает из сундучка схемы артикуляции губ гласных звуков А О У И.
- Игра «Узнай, какой звук произносит Звуковичок ».
- Ребята, давайте поиграем в игру «Узнай, какой звук произносит Звуковичок»
(по схемам артикуляции гласных звуков дети догадываются какой гласный звук произносит гном).
- Какие звуки произносили Гномы? (Гласные)
- Чем отличия гласные от согласных звуков?
(Когда произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно без преград, а когда произносим согласные звуки, то воздух встречает преграду – зубы, губы, язык).
Логопед - В сундучке, ребята, есть еще одна игра…
Логопед, показывая детям сундучок, достает колокольчик.
– игра с колокольчиком «Звонкий – глухой ».
- Я кажется догадалась, это игра «Звонкий-глухой». Ребята, как определить звонкий звук или глухой? (Надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет).
Логопед раздает колокольчики.
- Я произнесу звук, а вы если звук звонкий, позвените колокольчиком, а если звук глухой, то колокольчик молчит.
11. Психолог - пальчиковая гимнастика .
- Спасибо большое Гномикам- Звуковичкам за интересные игры! А мы с вами ребята знаем пальчиковую гимнастику про гномиков, давайте расскажем и покажем её нашим друзьям Звуковичкам. (Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Гномики»).
Пальчиковая гимнастика «Гномики ».
Жили-были гномики (Указательным и большим пальцем показываем размер)
В расчудесном домике. (Ладони сложены в виде крыши)
Папа-гном дрова рубил, (Ребром кисти ударяем о ладонь)
Гном-сынок их в дом носил, (Хватательные движения руками)
Мама-гномик суп варила, (Кисти округлены, шарообразные движения)
Дочка-гном его солила, (Пальцы сложены в «щепотку»)
Гномик-бабушка вязала, (Имитируем вязание на спицах)
Гномик-тетушка стирала, (Потираем ладошки друг о друга)
Дед – окошко открывал, всех знакомых в гости звал! (Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе).
12. Логопед – игра «Угадай букву и подбери слово ».
Логопед открывает сундучок и показывает детям.
- Ребята, а сундучок у нас еще не пустой! В нем ….. (буквы).
- Что мы можем делать с буквами?
(Буквы мы можем видеть, читать, писать).
- Ребята, а звуки мы можем видеть? Почему?
(Нет, не можем! Потому что звуки, мы только слышим и произносим. Они невидимы).
- Давайте поиграем в игру «Угадай букву и подбери слово».
Дети из сундучка достают и на ощупь угадывают букву, затем подбирают слово, в котором есть этот звук а, о, у, и.
Психолог включает СЛАЙД «Ночной лес» и музыкальное сопровождение.
13. Психолог релаксация (ритуал возвращения из волшебной страны).
- Ребята, целый день мы путешествовали по сказочной стране звуков! Наступила ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней, ложитесь поудобнее, расслабьтесь.
Закройте глаза… Наступает чудесная весенняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звёзды. Их всё больше и больше. Вы смотрите на них и чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает всё тело: лоб, лицо, шею, плечи, живот, спину, ноги, руки.
Вы чувствуете, как тело становится лёгким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно. Гаснут звёзды, наступает утро.
(Логопед включает СЛАЙД «Солнышко»).
Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать. Мы полны сил и энергии.
14. Логопед – итог.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вам понравилось оно? Что запомнилось больше всего?
Звуковичкам очень понравилось, как вы играли в звуковые игры и они будут ждать вас еще в гости.
А сейчас, для того чтобы вы быстро смогли вернуться в группу, вам Звуковички подарили воздушные шары.
15. Прощание «Башенка » .
А сейчас, в завершении нашего занятия, мы построим башенку.
Дети становятся в круг и строят «башню» из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Пети в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника. После слов: «Всем, всем - до свидания!» - башня рушится.

Открытое логопедическое занятие в ДОУ

«Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах.

По мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

(с использованием ИКТ)

Учитель-логопед: Омельчук М. Н.

Задачи: автоматизировать и дифференцировать звуки Ш-Ж в слогах и сло-вах; развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата; развивать общую и мелкую моторику; фонематический слух, фонематичес-кое и зрительное восприятие, память, воображение, учить определять место звука в слове, формировать грамматический строй речи: согласовывать при-лагательное с существительным, в соответствии с родом имени существи-тельного, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: волшебная палочка, картонный цветок, маленькая кукла (Дюймовочка), игрушки: лягушка, мышка, картонная ласточка; разрезная картинка «Жук»; дидактические игры «Большой-маленький», презентация к игре «Загадочные картинки», «Живое-неживое», презентация картинок с изображением пушки, машины, шарфа, жабы, пружины, волшебника, шахматов, ежа, шмеля, моржа, шапки, жука, жирафа, лошади, кошки.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Дети, я знаю, что вы любите сказки. Я приглашаю вас в очень интересную сказку Г.-Х. Андерсена. Для этого у меня есть специальная волшебная палочка. Сейчас я взмахну волшебной палочкой «раз-два-три» и...

2.Основная часть.

Сказка начинается. В одной волшебной стране распустился необыкновен-ный цветок, на котором сидела маленькая девочка, которую назвали… (Дюймовочка). Что с ней приключилось? (Логопед достает жабу). Её унесла жаба. Она согласна отпустить Дюймовочку, если мы научим её делать зарядку для язычка, чтобы жаба могла лучше ловить комаров.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Язычок знаком нам, дети, (Широко открыть рот)

Мы его улыбкой встретим. Он окно не закрывает,

(Широко улыбнуться, Кверху кончик поднимает,

Растянуть губы) (Кончик языка тянется к носу)

Это язычок пришел. Он окно не закрывает,

(Высунуть язык) Книзу кончик опускает.

Вправо он сейчас пошел. (К подбородку)

(Тянуться кончиком языка вправо) Ротик свой не закрывает,

Все, что нужно, увидал Индюков он приглашает.

И налево зашагал. («Индюки»)

(Тянуться кончиком языка влево) Поиграл наш язычок,

Погулял совсем немножко, Лег поспать он-и молчок.

Широко открыл окошко. (Закрыть рот)

Жаба отпустила девочку. Отправилась Дюймовочка дальше.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОГАХ

Ей навстречу летело какое-то насекомое и по дороге оно рассыпалось. Соберите его и мы узнаем кто это. Дети собирают жука.

Да, Дюймовочка встретила жука. Давайте назовем части тела жука.

(Дети перечисляют: головка, туловище, спинка, крылья, усики, 6 лапок).

Если жук умеет летать, значит это какое насекомое? (Летающее). Послушаем, как разговаривают жуки, и повторим, сначала все вместе:

ша-ши-шо жи-жу-жа жи-ши-жи

ши-шу-ша жо-жа-жу ша-жа-ша

а теперь по одному:

жа-ши-жа жи-шо-жу ша-ши-жа

Майский жук пригласил Дюймовочку к столу. Давайте посмотрим, какая посуда. Я буду называть большую посуду, а вы-маленькую для девочки.

чашка-чашечка кружка-кружечка ковш-ковшичек

ложка-ложечка нож-ножичек дуршлаг-дуршлачок

Все верно. Жук остался очень доволен. Приглашает нас размяться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Имитация движений с речью

На лужайке, на ромашке На большой ромашке.

Жук летал в цветной рубашке. Не хочу держать в руках-

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Пусть лежит в кармашке.

Я с ромашками дружу. Ой, упал, упал мой жук

Тихо по ветру качаюсь, Нос испачкал пылью.

Низко-низко наклоняюсь. Улетел зеленый жук,

Я нашла себе жука Улетел на крыльях.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОВАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКОВ В СЛОВЕ.

Презентация (использование ПК): дидактическая игра «Загадочные картинки».

Дюймовочка нарисовала в подарок майскому жуку рисунки, но прошел дождь и смыл часть этих рисунков. Догадайтесь, что она нарисовала? Какой шипящий звук в слове? Определите место звука в слове. Картинки: шуба, желудь, чашка, шапка, ежик, жук.

«Насекомые»

Жук жужжит, жужжит, жужжит (Подушечками пальцев правой руки по-

И по веточке бежит. очередно нажимать на аппликатор).

Вот комар к нему летит (Подушечками пальцев левой руки по-

И звенит, звенит, звенит. очередно нажимать на аппликатор).

А трудяга муравей (Подушечками пальцев обеих рук по -

Груз несет для всех друзей. очередно нажимать на аппликатор).

Прилетела к нам вчера (Подушечками пальцев обеих рук хао-

Полосатая пчела. тичные нажимы на аппликаторе).

А за нею шмель-шмелек («Бегут» пальчики правой руки).

И веселый мотылек, («Бегут» пальчики левой руки).

Два жука и стрекоза, (Подушечками пальцев обеих рук хао-

Как фонарики глаза. тичные нажимы на аппликаторе).

Пожужжали, полетали, («Бегут» пальчики обеих рук).

От усталости упали. (Уронить пальчики на аппликатор).

Пока наши пальчики тренировались, Дюймовочка кого-то встретила. Кого она встретила вы узнаете, отгадав загадки:

Пшенная каша-в ложке, На плошке железная крышка.

Ложка-в широкой плошке, На крышке-голодная…

Правильно, Дюймовочка встретила мышку. (Логопед показывает мышку).

И еще одна загадка:

Угадайте, что за птичка: Беленькая с живота,

Темненькая невеличка, Хвост раздвинут в два хвоста.

(ласточка)

Презентация (использование ПК): дидактическая игра «Живое-неживое».

Мышка и ласточка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано: живое или неживое. Они совсем запутались. Давайте поможем им, распределим картинки в нужные кармашки. Определим место шипящих звуков в словах. Дети выполняют задание.

3.Заключительная часть.

Скажите, кого встретила сегодня Дюймовочка? Дети перечисляют: жабу, жука, мышку и ласточку.

В каких из этих слов есть звук Ш. Определите место звука в слове? А в каких словах есть звук Ж? Определите место звука в слове. А в слове ласточка есть шипящие звуки? Нет.

Ласточке пора улетать в жаркие страны. Дюймовочка забирается ей на спину и они улетают. Нам тоже пора. Возвращаемся из волшебной страны с помощью волшебной палочки: «раз-два-три».

4.Домашнее задание.

Работа по карточкам. (Детям раздаются карточки). Назвать предметы, в названиях которых есть шипящие звуки и определить место звука в слове.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Радуга» «Введение в основной курс» Открытое занятие по коррекционному обучению Возраст детей: 6-7 лет Н....

  2. Загрузка... Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей" (2010-2015) Полынкова Елена Анатольевна, учитель начальных классов Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе Цели...

  3. Загрузка... Тема: «Путешествие в Олимпийский Сочи» Содержание непосредственной образовательной деятельности: I. Организационный момент Проходят в группу, садятся на стулья Здравствуйте ребята! - Я Олимпийский заяц,...

  4. Загрузка... Логопедическая олимпиада. Цели: развивать интерес у детей к спорту. Расширение и обогащение представлений о зимних видах спорта, систематизировать знания о данных видах спорта, совершенствование...

  5. Загрузка... Открытое логопедическое занятие

Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интеграция в логопедической практике соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Она является новой немного забытой моделью, направленной на развитие творческих и речевых способностей детей, которая позволяет увидеть и понять любое явление целостно. В детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

Создавая развивающую речевую среду, мы активно используем интегрированные занятия, способствующие не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирующие творческое развитие детей, создающие условия для повышения компетентностного потенциала воспитанников. Интегрированные занятия разрабатываются группой специалистов: учителем-логопедом, воспитателем, педагогом – психологом, музыкальным руководителем, хореографом, физ. инструктором. Эти занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности: речевой, театральной, музыкально-ритмической, физкультурной, изобразительной. Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения. На каждом занятии мы побуждаем детей свободно высказываться, делиться впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и активность, поскольку в ситуации интегрированного занятия любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни. На интегрированных занятиях обогащается словарный запас и уточняются навыки грамматического структурирования высказывания.

Интегрированные занятия позволяют гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы. Включение детей с ОНР в разные виды деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в работе и стабильность полученных результатов. Эти занятия можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, педагога – психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка. Вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на интегративной основе и дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада интегрированные занятия планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические; логико-математические; естественно-научные.

Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.

На интегрированных занятиях решаются следующие задачи: Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности; учить развивать отношения, построенные на способности решать проблемы.

Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.

Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде. Связующим звеном выступает тема, рассматриваемая на логопедическом занятии. Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности: речевую, логико-математическую, театральную, музыкально-ритмическую, физкультурную, изобразительную. Каждый вид деятельности имеет свои особенности и свое влияние на развитие способностей ребенка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств. Можно также выделить самостоятельную и совместную деятельность. Все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.

Как правило, дети с ОНР отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, мы решили связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Приложение 1 Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Интегрированные занятия могут иметь форму спектакля. Можно использовать следующие виды театральной деятельности: музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов; художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность развивать речевую активность. Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности: развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения; развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. Нарушения речи преодолеваются и некоторыми нетрадиционными видами деятельности, например, с помощью музыки и движения. Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения, которые оказывают коррекционное воздействие на детей с общим недоразвитием речи, развивая все компоненты речи, слуховые функции, речевые функциональные системы, двигательные сферы, ручную и артикуляционную моторику, память, внимание, общую моторику.

Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения. На каждом занятии мы побуждаем детей свободно высказываться, делиться впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и активность, поскольку в ситуации интегрированного занятия любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни.

Количество интегрированных занятий определяет каждый учитель – логопед сам. Важнейшее условие интеграции – близость содержания ведущих тем разных занятий, их взаимосвязь. Интегрирование занятий строится таким образом, чтобы возникло взаимопроникновение элементов разных знаний на каждом его этапе. Интегрированные занятия не имеют четкой структуры, но имеют отличительные особенности: необходима предельная четкость, компактность, большая информативность учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов; свободное размещение наглядного материала, смена динамических поз и привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется взросло-детское сообщество. Работая по данной теме, мы уже можем сделать некоторые выводы: занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон (теоретической, практической, прикладной); у детей формируется познавательный интерес и занятия дают высокую результативность; переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс; интегрированные занятия объединяют общими впечатлениями и переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений; совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.