Какие события получили название неолитическая революция. Причины и последствия неолитической революции. зарождение государств. Формы ведения воспроизводящего хозяйства

  • 21.02.2024

Улучшение эффективности охоты благодаря новым технологиям, в том числе луку и стрелам, а также огромный рост населения стало результатом того, что в Европе было убито огромное количество животных, что в свою очередь привело к кризису охотного промысла. Такой ход вещей перевернул мир с ног на голову и подробности данного процесса должен знать каждый мыслящих человек, ведь неолитическая настоящий толчок в развитии человечества!

Причины

Самые первые кризисные явления происходят в степной зоне, где к концу мезолита было уничтожено большинство крупных стадных животных, прежде всего бизона. Он и другие виды стали на грани вымирания. Человеку стало сложно и невыгодно охотиться. Кроме того, запасы ягод и грибов в лесу тоже иссякли. Это и привело к тому, что ведение присваивающей экономики стало невыгодным, человечество перешло на производящие формы ведения хозяйства.

Понятие

Определение «неолитической революции» в истории имеет два значение. Во-первых, это переход с одной формы ведения хозяйства на другую. Во-вторых, это революция, процесс, который создал условия для появления первых цивилизаций на земле, что стало переходом из мезолита в неолит (нового каменного века в шестом тысячелетии до нашей эры). Сам термин в науку ввёл английский историк Гордон Чайлд в 1942 году. Если простыми словами объяснять, что это такое, это значит, что человечество перестало собирать ягоды, грибы, плоды и охотиться, а значит и ненужным стал кочевнический способ жизни и люди стали оседать, обрабатывать землю, выращивать зерновые культуры, содержать домашний скот.

Особенности перехода

Переход от присваивающего хозяйства к производящей экономике в разных регионах имел свои особенности. В степи он прошёл благодаря местным продуктивным силам и введению новых технологий. В лесостепной и лесной зоне такие процессы проходили значительно позже, примерно в 5 тысячелетии до нашей эры, ведь ресурсов было достаточно для ведения охоты и собирательства.

Формы ведения воспроизводящего хозяйства

Основной формой было земледелие. Землю в ту эпоху обрабатывали деревянными мотыгами (палками с наконечниками, которые могли быть как деревянными, так и бронзовыми). Выращивали пшеницу, просо, ячмень, горох, овёс, эммер (дикорастущая пшеница), спельту.

Кроме того, содержали большой и малый рогатый скот. В основном для получения мяса, в истории известны случаи, что домашних животных тех времён держали и ради молока, ведь археологами были найдены сита, цедила и дуршлаги.

В неолит явно популярным стало ткачество и плетение. Материалами для производства служили волокна дикорастущих растений – крапивы, конопли, льна, а также шерсть животных. Для отдельных видов одежды использовали шкуры животных.

Гончарство – достижение той эпохи. Удобную, многоразовую и лёгкую посуду получали обжигая на огне глину, именно глина стала первым полученным материалом. Такие изделия улучшили способы приготовления и хранения еды и продуктов, а также дали толчок в культурной сфере, ведь позже посуду начнут разукрашивать, а из глины делать различные фигуры и идолов.

Последствия

Изменения, которые принесла аграрная революция, увеличивают уровень оседлости, хотя в связи с природными богатствами (плодородию земли и продуктивности пастбищ) продолжает существовать мобильность населения. Всё это создало материальную основу для появления новых социальных отношений. Основой общества в то время служил род. Он объединял в себе людей, которые произошли от одного предка или одного тотемного животного.

Роды могли объединяться в фратрии, а они в свою очередь – в племена. Высшим органом управления в общине было общее собрание её членов, которыми были представители родов, старейшины, шаманы... Семья (в понимании мама, папа, ребёнок) в неолите ещё не стала отдельным элементом общества, единство общины создавали мужчины, поддерживая патриархальный уклад жизни. Благодаря эффективному коллективному труду появился остаток в производстве, который стал причиной социального неравенства – появились бедные и богатые.

Оседлый образ жизни тесно связан с развитием духовной жизни племён. Большую роль в духовной жизни людей того времени служили обряды хозяйственного цикла, которые проводили перед посевом, сбором урожая, выводом скота на пастбище и вызовом дождя. На археологических находках того времени изображен огонь, животные и беременные женщины, что может указывать на роль женщины в поддержании домашнего огня и спокойствия в доме.

С культурной жизнью также связывают нанесение орнаментов на посуду. Значение, цвет и форма рисунка зависела от предназначения изделия, а также от специфики самого рода или общины. Краски добывали из экстрактов растений и плодов и наносили специальными кисточками или палочками.

Но при этом продолжали развиваться и другие формы искусства – музыка, устное творчество и танцы. В сказках, легендах, мифах начали появляться сюжеты, в которых описывалась зависимость человека от плодородия земли. Основой песен было соперничество за земли, женщин и урожай.

Благодаря захоронениям того времени можно сделать вывод, что люди в ту пору воспринимали смерть как новый этап и верили в потусторонний мир, ведь рядом с умершим они клали бытовой инвентарь – топоры, ножи, посуду, а также одежду, украшенную перламутром, камнем, зубами животных и из фигурками из глины... Особенности ритуала захоронения усопшего могли зависеть и от культурных традиций общины, места и роли умершего в обществе, возраста, пола и причин смерти.

Технологические новинки

К концу эпохи появляются первые сооружения из больших камней. Самым простым из них был менгир – огромный грубо отесанный камень, который мог достигать до двадцати метров и служил в основном в религиозных целях, кроме того их ставили в честь каких-то событий или личностей. Их транспортировка была очень сложной и практически невозможной.

Более сложным творением стал дольмен – два камня, на которые сверху ложился третий, именно они символизируют начало архитектуры как искусства, человечество сумело разделить сооружение на элементы опоры и перекрытия. Со временем конструкция будет усложняется, вертикальных опор становиться всё больше и больше.

Самыми большими примерами прогресса стали колесо и плуг. Это было толчком для появления новых способов передвижения и упрощало процесс обработки земли. Союз рабочего скота и плуга давал большие посевные площади, а значит и богатый урожай.

Выводы

Всё это привело к тому, что активизировались торговля, общины росли и уже в 3500 году до нашей эры в Месопотамии и Египте стали образовываться города, появились первые государства, царская власть, монументальное искусство, архитектура, письменность, что привело к появлению цивилизаций.

Неолитическая революция - переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. Этот переход начался в мезолите и завершился в неолите. За счет земледелия и скотоводства живем и мы с вами, живет и сейчас все человечество.

Ведь все те злаки (пшеница, ячмень, просо, чечевица), которые впервые стали культивировать в X-VIII тыс. до н. э. в горах Загроса, Анатолии, Иране и Иерихоне, мы выращиваем и ныне. До сих пор мы едим хлеб, «изобретенный» в мезолите - неолите. Все те животные, которые были одомашнены неолитическими людьми на Ближнем и Среднем Востоке, - коза, овца, корова, свинья - причем в основном только эти животные - разводятся и сегодня. И сейчас только они снабжают человечество мясом, молоком (и соответственно, молочными продуктами). Неолитической революцией называл этот грандиознейший переворот в истории человечества английский ученый Г. Чайлд.

История сельского хозяйства начинается где-то около X тыс. до н. э. На стоянках Нахал Орен в Палестине, Карим Шахир, Зави Че-ми Шанидар в Ираке около 12 тыс. лет назад уже делали микролиты для жатвенных ножей, приручали диких животных и возделывали злаковые.

Почему произошла неолитическая революция и каковы были ее последствия?

Толчком к неолитической революции, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н. э. Именно в это время на севере Европы стал быстро таять ледник, а в горах между Южным Прикаспием и Закавказьем стали выгорать травы. Каспийское море тогда стало катастрофически уменьшаться в размерах, высыхать. Пищи для животных стало мало. Часть их Уходила на север вдоль Каспия, другая часть сосредотачивалась вокруг источников, в «оазисах» (например, в Иерихоне), третья бродила в истощении вокруг стоянок человека, питаясь объедками. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе. Это привело к рождению цивилизации.

Цивилизация могла возникнуть только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов сверх необходимого прожиточного минимума. Только земледелие и скотоводство давали возможность создания такого излишка. О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке, говорят многие довольно ранние археологические данные.

Прежде всего, это монументальные сооружения. В Южном Двуречье они появляются уже с начала V тыс. до н. э. Подсчеты показывают, что на строительстве одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться 5 лет - для этой стройки было затрачено 1700 000 человеко-дней! Для того чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы этих продуктов. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины. Население Джейтуна (одного из первых поселений земледельцев в Средней Азии) составляло 150-180 человек. Норма расходования зерна в год в Восточной Европе - 16 кг в месяц. В Шумере в III тыс. до н. э. мужчине в месяц выдавали в среднем 36 кг зерна, а женщине - 18 кг. Исходя из этих норм, можно легко подсчитать, что для того, чтобы прокормить весь поселок Джейтун, требовалось 44 т зерна. Вырастить такое количество зерна, имея самые примитивные орудия каменного века, можно было, если двое взрослых от каждой семьи будут трудиться всего один месяц в году. По экспериментальным данным, неопытный человек собирает каменным серпом за час 1,5 кг зерна. 44 т можно было бы собрать за 10 рабочих дней, затратив всего 1760 человеко-дней, т. е. собрать необходимое на год всему поселку зерно можно было за 10 дней, если в работе примет участие все население поселка. А если на уборке будет занята половина жителей, то за 20 дней. При всех обстоятельствах земледельцы в Джейтуне могли обеспечить себя на год зерном, затратив максимум 60 трудодней. Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в III тыс. до н. э. была вдвое выше, следовательно, если земледелец в Месопотамии работал так же, как и в Джейтуне, 60 дней в году, то половина его труда уходила на создание прибавочного продукта. Но весь год состоит не из 60, а из 365 дней. А так как земледельцу было достаточно 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, остальные 335 дней его можно было заставить работать на строительстве храмов, дворцов, пирамид и т. п. Развивающееся скотоводство давало возможность еще проще накапливать богатства в виде огромных стад скота. Владелец стад мог легко заставить работать на себя неимущих.

переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. За счет земледелия и скотоводства живем и мы с вами, живет сейчас все человечество.

Ведь все те злаки (пшеница, ячмень, просо, чечевица), которые впервые стали культивировать в X-VIII тыс. до н.э. в горах Загроса, Анатолии, в Ю.-З.

Иране и Иерихоне, мы выращиваем и ныне. До сих пор мы едим хлеб, "изобретенный" в мезолите - неолите. Все те животные, которые были одомашнены неолитическими людьми на Ближнем и Среднем Востоке - коза, овца, корова, бык, свинья, - только эти животные разводятся и сегодня. И сейчас только они снабжают человечество мясом, молоком (и соответственно маслом и сыром). Н. р. называл этот грандиозный переворот в истории человечества англ, ученый Г. Чайлд. Другие называют этот переворот аграрной революцией, третьи - становлением производящего хозяйства. Но не в названии дело. Важно, что после почти 3 млн. лет неустойчивого существования за счет охоты и собирательства человек перешел к сельскому хозяйству. История сельского хозяйства начинается где-то ок. X тыс. до н.э. На стоянках Нахал Орен в Палестине, Карим Шахир, Зави-Чеми Шанидар в Ираке ок. 12 тыс. лет назад уже делали микролиты для жатвенных ножей, приручали диких животных и злаковые.

Толчком к переходу, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н.э. Именно в это время на с. Европы стал быстро таять ледник, а здесь - в горах между Ю. Прикаспием и Закавказьем - стали выгорать травы. Пищи для скота стало мало. Часть его уходила на с.

вдоль Каспия, другая часть сосредоточивалась вокруг источников, в "оазисах" (Иерихон), третья бродила в истощении вокруг стоянки человека, питаясь его объедками. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе.

Это привело к появлению цивилизации.

Цивилизация могла появиться только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов, сверх необходимого прожиточного минимума.

Только земледелие и скотоводство давали возможность создания такого излишка.

О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке довольно рано, говорят многие археологические данные, прежде всего монументальные сооружения. В Ю.

Двуречье они появляются уже с начала V тыс. до н.э. Подсчеты показывают, что на строительство одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться 5 лет, - для этой стройки было затрачено 1700 тыс.

человеко-дней! Для того чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы продуктов. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины. Население Джейтуна, по подсчетам В. М. Массона, составляло 150-180 человек. Норма расходования зерна в год в В. Европе - 16 кг в месяц, в Шумере в III тыс. до н.э. мужчине в месяц выдавали в среднем 36 кг зерна, а женщине - 18 кг.

Исходя из этих норм можно легко подсчитать, что, для того чтобы прокормить весь поселок Джейтун, требовалось 44 т зерна. Вырастить такое количество зерна при самых примитивных орудиях каменного века можно было, если двое взрослых от каждой семьи будут трудиться всего один месяц в году.

По экспериментальным данным, неопытный человек собирает каменным серпом за час 1,5 кг зерна. 44 т можно было бы собрать за 10 рабочих дней, затратив всего 1760 человеко-дней, т.е. собрать необходимое на год всему поселку зерно можно было всего за 10 дней, если в работе примет участие все население поселка. А если на уборке будет занята половина жителей, то за 20 дней. При всех обстоятельствах земледельцы в Джейтуне могли обеспечить себя на год зерном, затратив максимум 60 трудодней. Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в III тыс. до н.э. была вдвое выше, следовательно, если земледелец в Месопотамии работал так же, как и в Джейтуне, 60 дней в году, то половина его труда уходила на создание прибавочного продукта. Но весь год состоит не из 60, а из 365 дней. А так как земледельцу было достаточно 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, то остальные 335 дней его можно было заставить работать на строительстве храмов, дворцов и т.п. Развивающееся скотоводство давало возможность еще проще накапливать богатства в виде огромных стад скота.

Неолити́ческая револю́ция (или «неолитизация») - переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному наземледелии и животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7­-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад .

Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено австралийско-британским археологом-марксистом Гордоном Чайлдом в 1923 году. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохинеолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях.

Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности - атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века. Неолитическую революцию можно трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой, отныне он оказывается воппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизациии технического прогресса.

Переход от присваивающей к производящей экономике. Соотношение технологических характеристик неолита с появлением производящего хозяйства и последовательность этих событий у разныхкультур остаются предметом обсуждения и, по-видимому, различаются, а не являются только лишь следствием действия неких универсальных законов развития человеческого общества .

Существует несколько конкурирующих (но не взаимоисключающих) теорий о причинах появления земледелия. Наиболее распространенными считаются следующие.

    Теория «оазисов», приверженцем которой был сам Гордон Чайлд . Она привязывает экономические перемены к изменениям климата в конце ледникового периода, которые сопровождались засухой и миграциями людей и животных в оазисы, где и происходило одомашнивание как животных, так и растений. Эта теория в настоящее время не получает подтверждения, так как ледниковый период закончился раньше и предполагаемые климатические изменения относятся к другой эпохе.

    Теория «холмистых склонов». Предполагает, что одомашнивание началось на холмистых склонах гор Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены .

    Теория «фиесты» допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест. Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков, часть которых произрастала возле жилищ или размножалась в неволе.

    «Демографическая теория» была предложена Карлом Зауэром и допускает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию, так как для того, чтобы кормить больше детей, местных ресурсов диких растений не хватало, и тогда их стали культивировать.

    Теория «целенаправленной эволюции» рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошёл специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.

    Ещё один вариант увязывания экономического прогресса с изменениями климата состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства .

    Гипотеза религиозной революции. Заключается в том, что причиной, побудившей людей к оседлому образу жизни явилась новая религиозная идея, согласно которой возникла необходимость сохранять связь с умершими предками, что осуществлялось путем захоронения их останков под полами стационарных жилищ. Согласно Зубову А. Б. археологические источники показывают, что такая практика осуществлялась во всех очагах зарождения неолитической культуры.

    Переход к земледелию трудно объяснить, если учесть, что, «ведение сельского хозяйства, вероятно, обусловило увеличение доли труда на душу населения и ухудшение качества пищи». До эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счет охоты и собирательства, причем охота и собирательство само по себе являлись более приятным занятиями, чем земледелие (в особенности, интенсивное). Охотники и собиратели использовали свои умственные и физические способности так, как их к этому предназначила природа. Напротив, земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную. А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов. Однако общее количество такой пищи оказывалось значительно более обильным, нежели могла дать такая же территория охотничьих угодий, что позволило значительно увеличить концентрацию населения в одном племени, сделать его жизнь более независимой от природных условий и более защищённой от агрессии соседей.

    Целенаправленное выращивание растений создало условия для развития общества , что привело к появлению первых цивилизаций III тыс. до н. э.). Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. В эпоху неолита же возникает производящее хозяйство. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство осёдлых поселений сделали человека относительно независимым от окружающей природы. Повышенная концентрация населения изменила структуру племени с родовой общины на соседскую. В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии и других регионов Западной Азии, Египта , Китая , Японии и древней Америки . Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - термин, употребляемый для обозначения перехода от присваивающего к производящему хозяйству.

Вве-дён Г. Чайл-дом в 1930-1940-е годы. На-хо-дясь под влия-ни-ем мар-ксиз-ма , Чайлд по-ни-мал неолитическую революцию как ар-хео-ло-гический эк-ви-ва-лент пе-рехо-ду от «ди-ко-сти» к «вар-вар-ст-ву», по Л. Г. Мор-га-ну, соз-дал тер-мин «неолитическая революция» в па-ре с тер-ми-ном «Го-род-ская ре-во-лю-ция» (пе-ре-ход от «вар-вар-ст-ва» к «ци-ви-ли-за-ции»), при-ме-нил к ис-то-рии Сре-ди-зем-но-мо-рья, Ближ-не-го и Сред-не-го Вос-то-ка, до-ли-ны Ин-да, где на-хо-ди-лись цен-тры ран-них ци-ви-ли-за-ций Ста-ро-го Све-та. Ход раз-ви-тия Ев-ро-пы он объ-яс-нял главным образом диф-фу-зи-ей эле-мен-тов куль-ту-ры ближ-не-во-сточ-но-го про-ис-хо-ж-де-ния. Со-дер-жа-ние обо-их тер-ми-нов Чайл-да ох-ва-ты-ва-ло не об-щественную (как у Мор-га-на) или по-ли-тическую (например, шко-ла американского ан-тро-по-ло-га Дж. Стюар-да) ор-га-ни-за-цию, а ши-ро-кий спектр со-ци-аль-но-эко-но-ми-че-ских и куль-тур-ных яв-ле-ний (ти-пы по-се-ле-ний и жи-лищ, пи-та-ние, род за-ня-тий, ору-дия тру-да, ве-ли-чи-на кол-лек-ти-вов, со-ци-аль-ная струк-ту-ра, идео-ло-гия и т. д.). «Ре-во-лю-ция» по-ни-ма-лась не как на-силь-ст-вен-ный пе-ре-во-рот, а как куль-ми-на-ция рез-ко-го про-грес-сив-но-го сдви-га в эко-но-ми-ке и об-щественной жиз-ни, про-изо-шед-ше-го в «пер-вич-ном» оча-ге под воз-дей-ст-ви-ем кли-ма-тических из-ме-не-ний и рос-та чис-лен-но-сти на-се-ления. Та-ким оча-гом в 1930-е годы Чайлд на-зы-вал Еги-пет, од-на-ко в 1950-е годы, по-сле рас-ко-пок Джар-мо , Ие-ри-хо-на, пе-щеры Белт и др., он ут-вер-дил-ся в мыс-ли, что про-из-во-дя-щее хо-зяй-ст-во бы-ло прив-не-се-но в Еги-пет, Ев-ро-пу и на др. тер-ри-то-рии из Пе-ред-ней Азии.

В конце 1940-х - 1960-х годах идеи Г. Чайл-да ста-ли по-пу-ляр-ны не толь-ко у ар-хео-ло-гов, но и у ши-ро-ко-го кру-га ис-сле-до-ва-те-лей в США и Западной Ев-ро-пе. В СССР об-ра-ще-ние к иде-ям Чайл-да (В. М. Мас-сон , Н. Я. Мер-перт и др.), как со-звуч-ным мар-ксиз-му, спо-соб-ст-во-ва-ло борь-бе с дог-ма-тиз-мом, пре-одо-ле-нию изо-ля-ции от ми-ро-вой нау-ки. Основные дис-кус-сии шли по по-во-ду уме-ст-но-сти тер-ми-на «ре-во-лю-ция» (а не «эво-лю-ция») для обо-зна-че-ния со-от-вет-ст-вую-щих про-цес-сов, о про-дол-жи-тель-но-сти, на-ли-чии еди-но-го или не-сколь-ких пер-вич-ных цен-тров неолитической революции, о при-ме-ни-мо-сти кон-цеп-ции Чайл-да к дру-гим ре-гио-нам, о со-пос-та-ви-мо-сти зем-ле-дель-че-ско-жи-вот-но-вод-че-ско-го и се-вер-но-го (ос-но-ван-но-го на при-сваи-ваю-щем хо-зяй-ст-ве) не-оли-та.

В от-но-ше-нии куль-тур Ближ-не-го Вос-то-ка кон-цеп-ции неолитической революции и «Го-род-ской ре-во-лю-ции» ока-за-лись эв-ри-сти-че-ски цен-ны-ми. Они по-лу-чи-ли про-дол-же-ние в ра-бо-тах Р. Брейд-ву-да, при-ня-ты за ос-но-ву, но мо-ди-фи-ци-ро-ва-ны Дж. Мел-лар-том (в ча-ст-но-сти, счи-тав-шим, что «ре-во-лю-ция» бы-ла од-на - го-ро-да поя-ви-лись поч-ти од-но-вре-мен-но с зем-ле-де-ли-ем); сти-му-ли-ро-ва-ли со-ци-аль-ные и де-мо-гра-фические ис-сле-до-ва-ния Л. Бин-фор-да, К. В. Флан-не-ри, М. Н. Ко-эна (все - США) и др.; спо-соб-ст-во-ва-ли ак-ти-ви-за-ции меж-дис-ци-п-ли-нар-ных про-ек-тов по ком-плекс-но-му изу-че-нию цен-тров пе-ре-хо-да к про-из-во-дя-ще-му хо-зяй-ст-ву с ши-ро-ким при-ме-не-ни-ем ес-те-ст-вен-но-на-учных ме-то-дов (зоо-ар-хео-ло-ги-ческих, па-лео-эт-но-бо-та-ни-че-ских, гео-мор-фо-ло-ги-че-ских, ра-дио-уг-ле-род-но-го дати-ро-ва-ния и др.); по-слу-жи-ли в ка-че-ст-ве от-прав-ной точ-ки для на-ча-ла дис-кус-сии о при-ори-те-те ду-хов-ных или ма-те-ри-аль-ных им-пуль-сов в неолитической революции (смотрите, например, «ре-во-лю-ция сим-во-лов»).

Но-вые ис-сле-до-вания, по-ка-зав-шие по-ли-фор-мизм и зна-чительную дли-тель-ность пу-ти от пер-во-быт-ности к ци-ви-ли-за-ции да-же на Ближ-нем Вос-то-ке, схе-ма-тизм по-строе-ний не-ко-то-рых по-сле-до-ва-те-лей Г. Чайл-да по-ро-ди-ли скеп-сис и в от-но-ше-нии со-здан-ной им кон-цеп-ции (например, С. Ллойд, английский егип-то-лог Г. Франк-форт). С 1980-х гоодв Дж. Мел-ларт, Ж. Ко-вен (Фран-ция), Т. Уот-кинс (Ве-ли-ко-бри-та-ния), М. Оз-до-ган (Тур-ция), Х. Нис-сен (Гер-ма-ния), О. Бар-Йо-сеф (Из-ра-иль) и др. обос-но-вы-ва-ют ис-поль-зо-ва-ние тер-ми-нов «не-о-ли-ти-за-ция» или «про-цесс не-оли-ти-за-ции» в ка-че-ст-ве бо-лее под-хо-дя-щих для обо-зна-че-ния дан-но-го пе-рио-да. По-пыт-ки ис-поль-зо-вать тер-ми-ны Чайл-да для Но-во-го Све-та (например, ка-надским ар-хео-ло-гом Р. Мак-ни-шем) не по-лу-чи-ли ши-ро-кой под-держ-ки (о современной тер-ми-но-ло-гии и ма-те-риа-лах о пе-ре-хо-де к про-из-во-дя-ще-му хо-зяй-ст-ву смотрите в статье Ин-дей-цы). По ря-ду при-чин они бы-ст-ро вы-шли из упот-реб-ле-ния или прак-ти-че-ски не при-ме-ня-лись и в от-но-ше-нии др. ре-гио-нов.

По-ня-тие неолитической революции со-хра-ня-ет зна-че-ние в мас-шта-бах все-мир-ной ис-то-рии - в смыс-ле от-но-си-тель-но ко-рот-ко-го, по срав-не-нию с пре-ды-ду-щей эпо-хой, вре-ме-ни кар-ди-наль-но-го из-ме-не-ния форм хо-зяй-ст-ва и куль-ту-ры в основных ре-гио-нах (Ближ-ний Вос-ток, Восточная Азия, Центральная Аме-ри-ка и за-пад Южной Аме-ри-ки). Пе-ре-ход к про-из-во-дя-ще-му хо-зяй-ст-ву на др. тер-ри-то-ри-ях, за ред-ки-ми ис-клю-че-ния-ми (например, го-ры Но-вой Гви-неи), был ини-ции-ро-ван ми-гра-ция-ми и куль-тур-ной диф-фу-зи-ей из пер-вич-ных цен-тров, что ве-ло к фор-ми-ро-ва-нию вто-рич-ных оча-гов неолитической революции, в т. ч. на ос-но-ве до-ме-сти-ка-ции ме-ст-ных ви-дов рас-те-ний и жи-вот-ных. В не-ко-то-рых ре-гио-нах (например, на тер-ри-то-рии Япо-нии, Юго-Вос-то-ка и при-ти-хо-оке-ан-ских об-лас-тей США) фор-мы куль-ту-ры, обыч-но ха-рак-тер-ные для зем-ле-дельческого не-оли-та, воз-ник-ли и дол-го раз-ви-ва-лись на ос-но-ве спе-циа-ли-зированного со-би-ра-тель-ст-ва при от-сут-ст-вии или ни-чтож-ной ро-ли зем-ле-де-лия. По-ня-тие «Го-род-ская ре-во-лю-ция» в современных ис-сле-до-ва-ни-ях упот-реб-ля-ет-ся ред-ко. О ма-те-риа-лах, свя-зан-ных с по-ня-ти-ем неолитическая революция., смотрите в стать-ях Не-олит , Зем-ле-де-лие, Жи-вот-но-вод-ст-во, Пло-до-род-ный по-лу-ме-сяц.

Дополнительная литература:

Чайлд Г. Про-гресс и ар-хео-ло-гия. М., 1949;

Мас-сон В.М. Сред-няя Азия и Древ-ний Вос-ток. М.; Л., 1964;

Childe G. V. Man ma-kes himself. 4th ed. L., 1970; idem. What happe-ned in history. Harmondsworth, 1982;

Cohen M. N. The food crisis in prehistory. New Haven; L., 1978.