Клан Аньелли: «короли Италии. Джанни Аньелли. Некоронованный король Италии Семья аньелли

  • 12.04.2024

Как и американская компания Ford, итальянский Fiat чуть не потерпели крах в середине 1980-х годов. Сейчас дела у итальянцев идут вполне неплохо, и они с нетерпением ждут неизбежного вызова, который бросят им японские автопроизводители. Хотя большинство итальянцев одно время считало Джанни (Джованни) Аньелли прожигателем жизни, ему удалось показать крепкую деловую хватку и дальновидность, которыми во всем мире могут похвастаться единицы. В 1966 году 45-летний Аньелли унаследовал пост руководителя компании Fiat SpA, специализировавшейся на маленьких округлой формы автомобилях с двигателями размером с мотоциклетный. В прежнем ритме компания пережила 60-е, но в середине 70-х (семье Аньелли тогда принадлежало 42% акций) в руководстве возникли серьезные разногласия. Fiat был на грани закрытия, как в свое время Ford.

Под давлением обстоятельств Аньелли проявил характер. В результате скандала с воинственно настроенным профсоюзом он уволил 23 000 сотрудников заводов. Положительным аспектом было то, что Аньелли активно вкладывал средства в автоматизацию производства. К примеру, с 1980 по 1988 годы число роботов на фабриках Fiat выросло в 10 раз (до 2 050), а число сотрудников упало на треть. За похожий период порог безубыточности производства понизился на 15%, а продажи выросли на 35%.

Правительственные квоты тоже сыграли свою роль. В силу целого ряда законов были заморожены поставки японских автомобилей в Италию. В то же время продажи итальянских автомобилей в Японии ограничивались менее чем 5 000 штук в год.
Занимая 60% итальянского авторынка, Fiat заработал значительные средства и в 1988 году был самым популярным и успешным европейским производителем автомобилей. Рентабельность продаж компании, 9% в 1987 году, была самой высокой среди крупнейших мировых автопроизводителей - даже в 2 раза выше, чем у ее главного конкурента, компании Volkswagen. Уровень безубыточности производства в Fiat составляет 65% от его общего объема; в Volkswagen этот показатель - 80%. По оценкам европейских аналитиков, чистая прибыль итальянского гиганта в 1988 году выросла на 16%, до $2,2 млрд.
Но компания живет не только автомобилями. При совокупных продажах на $28 млрд на Fiat приходится 5% ВВП Италии. Компания контролирует 98% национального автопрома, две самые популярные среди либералов газеты («La Stampa» в Турине, где находится сама компания, и «Corriere della Sera» в Милане) и множество других промышленных и финансовых активов. Fiat SpA в 1988 году являлся крупнейшей частной компанией Италии. Капитализация предприятия составляла 13% от всей фондовой биржи Италии объемом $100 млрд.

Но автомобили все-таки остаются главным наследием, плотью и кровью компании. В этом смысле корпорация живее всех живых и полностью готова к изменениям, которые и дальше будут захлестывать Европу в ближайшие годы. Если европейский авторынок сдаст позиции, - а этого ожидало большинство экспертов в 1989 году, - Fiat лучше остальных сможет перенести падение продаж, сохранив при этом прежнюю прибыль. В 1988 году производственная мощность корпорации составляла 2,1 млн единиц в год. Сам Джанни Аньелли говорит: «Даже если за год мы будем продавать на 200 000 автомобилей меньше, дела у нашей компании все равно будут идти очень хорошо. Однако за углом Fiat поджидают два страшных врага: перепроизводство автомобильной промышленности по всему миру и сильные конкуренты из Японии и Южной Кореи. Аньелли подтверждает: «Несомненно, японцы более конкурентоспособны, чем мы. Они работают больше и усерднее».
Умберто, младшему брату предпринимателя, сейчас 53 года, и в 1994 году он возьмёт бразды правления компанией на себя. Он считает: «С японцами нужно договориться. В сфере массового производства, в которой занята наша компания, продуктивность и стоимость рабочей силы, предлагаемые японцами, бесспорно лучше. Но в то же время они не должны злоупотреблять преимуществами европейского открытого рынка».

Таким образом на кону для корпорации Fiat, которая стремится оставить Европу закрытой для заморских компаний, стоит намного больше, чем для любого другого автопроизводителя. Европа обладает крупнейшим автопромом в мире, его производственная мощность составляет 13,5 млн автомобилей в год (в 1987 году - 12,6 млн единиц), что на 50% больше, чем в США или Японии. Более того, Fiat находится в самом сердце Европы, а его продажи на 12 крупнейших рынках составляют 90% от общего дохода в $16 млрд. В Японии же итальянский гигант продает менее 3 000 автомобилей в год.
А как обстоят дела с богатым рынком США? После того, как Fiat потерпел большие убытки и заработал дурную репутацию за качество своих автомобилей, компания ушла с американского рынка в 1983 году. Единственный небольшой доход в США компания имеет лишь от ежегодной продажи 1 300 спортивных автомобилей Ferrari (с июня 1988 года Fiat владеет 90% акций Ferrari).

Братья Аньелли не планируют возобновлять продажи автомобилей Fiat на рынке США. Умберто Аньелли полагает: «Массовому автопроизводителю из Европы просто нет места на американском рынке. Я думаю, другие европейские массовые автопроизводители одобрили наш выбор уйти с рынка США В 1983 году». Нужно отметить, что в 1987 году свое производство в США свернули Renault и Volkswagen, хотя экспорт туда они продолжают до сих пор. Неустанно стремясь понизить уровень безубыточности производства, Fiat также активно представляет новые модели. Самая многообещающая из них - новый Fiat Tipo, компактный автомобиль, похожий на гибрид Volkswagen Golf и Ford Taurus. Итальянцы и немцы уже выстраиваются в очереди за новинкой, а в США ее так и не увидят.

Тем не менее, даже Fiat содрогается от одной только мысли о том, что его рынки в Европе могут заполонить автомобили производителей из Азии. Успех итальянской компании до сих пор зависит главным образом от небольших автомобилей - в США этот сегмент авторынка занят исключительно корейскими Daewoo и Hyundai. Стратегия братьев Аньелли будет работать только до тех пор, пока Европа остается вне зоны досягаемости для автопроизводителей из Южной Кореи, ведь там стоимость рабочей силы в 10 раз меньше, чем в Италии.
К 1988 году ни один из ведущих европейских автопроизводителей не устанавливал никаких контактов с японскими компаниями. Избегали этого в надежде на то, что если с врагом не иметь дел, то его будет легче прогнать. Лишь небольшая британская компания Rover, переданная в 1988 году в частную собственность корпорации British Aerospace, нарушила эмбарго и стала производить автомобили совместно с Honda.

Пять из двенадцати стран ЕЭС, в том числе Франция, Италия, Великобритания и Испания, ограничивают продажи японских автомобилей. Германия, которая имеет крупнейший автомобильный рынок в Европе и ежегодно экспортирует в Японию 88 000 автомобилей, заключила с Министерством международной торговли и промышленности Японии джентльменское соглашение. По нему доля японских автомобилей на германском рынке поддерживается на уровне 15% (435 000 единиц в 1987 году). Даже при таких условиях японские компании чувствуют себя на европейском рынке вполне комфортно. В основном это страны Северной Европы - там протекционистские тенденции распространены меньше. В конце 80-х японские производители продавали в Европе около 1,3 млн автомобилей в год.
На 1992 год запланирована отмена торговых барьеров внутри Европейского экономического сообщества. Распахнутся ли двери шире и для японцев? Совсем не обязательно. Новые правила еще даже не прописаны. Но вполне вероятный сценарий по которому будет развиваться Европа образца 1992 года следующий: после отмены прежних ограничений во внутренней торговле будут введены новые ограничения во внешней торговле со странами за пределами Европы.

Наряду с другими крупнейшими европейскими автопроизводителями Fiat предлагает новые ограничительные законы, чтобы оградить рынок Европы от конкурентов после 1992 года. С помощью определенных протекционистских законов и ограничений экспорта европейцы попытаются удержать долю японский автопродукции на текущем уровне 11% от общего объема рынка, составляющего 12,6 млн автомобилей в год. Защитные меры, скорее всего, коснутся не только автопрома, но и других ключевых отраслей - например, электроники. Европейские компании производят электронные устройства по гораздо более высоким ценам, чем их японские конкуренты. Джанни Аньелли уверен: «Даже в 1992 году, когда все изменится, японцы не смогут увеличить свою долю на итальянском рынке более чем на 3-4%».
Японцы начинают бизнес так, как делали это и в США - строят новые заводы на месте. Nissan стал первопроходцем в Европе и в конце 80-х годов начал строительство собственной фабрики стоимостью $1,5 млрд в застойном регионе северной Англии. В 1988 году эта фабрика производственной мощностью 200 000 автомобилей в год начала экспорт продукции на континент.

Тем временем французская и итальянская стороны провоцируют бурю протекционизма. Правила Европейского экономического сообщества гласят, что любой автомобиль с минимальной долей европейских составляющих равной 60% будет считаться произведенным в Европе, а поэтому не будет подпадать под ограничения. Nissan выполнил это требование, но теперь французские законодатели требуют повысить этот показатель с 60% до 80%. Почему именно 80%? Джон Уормалд, эксперт по автомобильной промышленности в лондонском филиале консалтинговой фирмы Booz Allen, объясняет: «При такой доле японцам будет практически невозможно сохранить старое преимущество по соотношению цены и качества».

А как обстоят дела с их американскими соперниками, не только с компаниями Ford и General Motors, но также Honda, Nissan, Toyota и другими японскими производителями, построившими заводы в США?

Умберто Аньелли из Fiat не хочет никого обидеть, но в то же время крайне категоричен: «Автомобильному экспорту из США в Европе широкая дорога - но только если это американская продукция, а не японские автомобили, сделанные в Америке».
Если Fiat добьется своего, японским автомобилям, произведенным в США, тоже придется соответствовать новому требованию, чтобы без каких-либо ограничений попадать на европейский рынок. На подразделение Honda в городе Мэрисвилл в штате Огайо, а также филиалы других японских компаний в США приходится менее 55% местного американского автопрома. Клейтон Йоттер, торговый представитель Соединенных Штатов озадачен: «Мы глубоко обеспокоены информацией о том, что [Европейское] сообщество совместно с европейскими автопроизводителями планирует ввести на всей своей территории ограничения для производителей из неевропейских стран».

Сумеет ли Fiat и другие игроки автопрома Европы добиться своего? Скорее всего, да. Автомобильная промышленность для Европы является крупнейшим работодателем, у которого заняты, - прямо или опосредованно, - около 10% всей европейской рабочей силы. А если прибавить к этому влиятельность таких автомобильных гигантов как Fiat, Volkswagen, Peugeot и Renault, а также General Motors и Ford, вместе контролирующих 23% всего европейского авторынка, то становится ясно, почему какой-нибудь европейский бюрократ в Брюсселе заявляет: «Будет немыслимо, если Европейская комиссия внесет какие-либо изменения, которые подвергнут опасности Fiat или любого другого европейского автопроизводителя».

В последний раз Fiat показывал свой оскал в 1986 году, расстроив планы компании Ford по покупке Alfa Romeo. Важно отметить, что перед этим сорвались переговоры по слиянию между Fiat и европейским подразделением Ford. В марте того года Ford начал обсуждать возможность приобретения Alfa Romeo с государственным Институтом восстановления промышленности Италии. Alfa Romeo на тот момент оставался единственным крупным итальянским автопроизводителем, не подчиняющимся корпорации Fiat. Узнав о намерениях американского гиганта, управляющий директор Fiat Чезаре Ромити срочно позвонил итальянскому премьер-министру и заявил об аналогичном предложении со стороны своей компании. После некоторых раздумий правительство выбрало Fiat и закрыло сделку по явно заниженной цене. Преподаватель Йельского университета и эксперт по политической системе Италии Джозеф Лапаломбара заключает: «Fiat смог вывести Ford из игры в мгновение ока. Правительство почти единогласно постановило, что конкуренция для Fiat со стороны кого бы то ни было не входит в сферу национальных интересов Италии».

Alfa Romeo стал важной составляющей во всех дальнейших коммерческих планах своих новых владельцев. После покупки предприятия управление в нем стало вестись типичными методами компании Fiat: 15% персонала было уволено, запчасти привели к единому стандарту, а сборкой автомобилей теперь занимаются роботы. На фабрике Alfa Romeo в Помильяно д"Арко, пригороде с горами мусора недалеко от шумного и суетливого Неаполя, местная мафия контролировала отделы закупок и кадров. Сейчас управление осуществляется сотрудниками Fiat и в основном дистанционно. Витторио Гиделла, президент Fiat объясняет: «Прежнее руководство позволило ситуации выйти из под контроля».

Теперь же автомобили Alfa Romeo стали более конкурентоспособными, и Fiat планирует в 1989 году начать продажи седана Alfa 164 в Соединенных Штатах. Автомобиль этот будет продаваться по цене около $25 000 через 15 собственных дилеров производителя и некоторых партнеров-дилеров, реализующих автомобили Plymouth от компании Chrysler. Насколько успешной станет новинка пока не ясно. Продажи европейских автомобилей среднего ценового сегмента в США падают очень быстро: за первую половину 1988 года снижение составило 30%. Продажи таких моделей как Audi 5000, Volvo 24 и BMW 3 постепенно снижаются из-за растущего ценника и конкуренции с Honda Acura. Более того, совсем скоро ожидаются новинки класса премиум от Toyota и Nissan, из-за чего соперничество только обострится. Даже скромные планы Alfa Romeo продать в Соединенных Штатах за год 10 000 автомобилей кажутся почти неосуществимыми.
Но волноваться за Fiat совсем не стоит. Как и генеральный директор компании Ford Дональд Питерсен, братья Аньелли из Fiat осторожно пробираются через дебри нового десятилетия. К концу 1988 года у их компании будет $7,5 млрд. При этом Ford, продающий в три раза больше, имеет $10 млрд. Братья Аньелли не говорят, что они собираются делать с этими деньгами, а всяческие слухи о планах по приобретению BMW или другого автопроизводителя отрицают. Очень жаль, ведь за последние пару лет Fiat чересчур ударился в розничную торговлю, а также текстильную и химическую промышленность. Рентабельность капитала по данным направлениям у компании намного ниже, чем 22% в производстве автомобилей.

Вероятно, Аньелли просто положат заработанные деньги себе в карман. Также они уверены в том, что любое падение продаж автомобилей будет сполна компенсироваться ростом дохода по процентам.
Устойчивое финансовое положение итальянской компании радует, скорее всего, не только братьев-руководителей, но и еще одного влиятельного акционера Fiat, корпорацию Deutsche Bank. Ее председатель правления Альфред Херрхаузен в июне 1988 года объявил о том, что теперь доля банка в компании Fiat будет зафиксирована на постоянном уровне 2,5%.

С тех пор ходит много слухов о том, что Deutsche Bank рассматривает возможность слияния подразделения по производству грузовых автомобилей корпорации Daimler-Benz, в котором банк является крупнейшим акционером, и аналогичного, хотя и не такого крупного подразделения Fiat, приносящего своим владельцам ощутимый доход. Но Джанни Аньелли спешит пересечь такие домыслы на корню: «Deutsche Bank стал для Fiat хорошим и достойным партнером. Но слияние нашей компании с Daimler мы не планируем. Deutsche Bank такую цель тоже не преследует».
Ничто не даёт человеку большей уверенности в своей значимости, чем успешный бизнес и куча денег на счету.

Перевод Антона Бундина

Многие верят, что над этой семьей висит проклятие

Сейчас имя Аньелли вновь на устах. Именно эта семья владеет клубом «Ювентус», который предложил контракт Криштиану Роналду.

«Современный Цезарь»
Эта семья – одна из богатейших в мире, при этом они мало финансово участвуют в бюджете клуба. Кроме именитого «Ювентуса», им принадлежит автомобильный концерн FIAT, а в целом состояние Аньелли – около 11,2 миллиарда евро. Их называют самой влиятельной семьей Италии. Но при этом семейство преследуют несчастья. Ходили слухи, что это случилось потому, что основатель FIAT Джованни Аньелли тесно сотрудничал с фашистами: благодаря Бенито Муссолини ему удалось организовать поточное производство автомобилей.
Его сыну Эдоардо Аньелли отрубило голову пропеллером гидросамолета, к которому он неосторожно приблизился. Это звучит настолько жутко и неправдоподобно, что в некоторых биографических источниках предпочитают писать, что Эдоардо Аньелли погиб в авиакатастрофе. Из-за смерти Эдоардо возглавить FIAT пришлось не члену семьи – давнему другу Джованни Витторио Валетте. Под его руководством компания процветала, но в 1966 году вернулась в собственность Аньелли. Президентом стал сын Эдоардо – Джанни Аньелли.
Этот человек, которого стали называть почтительно Адвокат (сразу после войны он прошел курс права), унаследовал качества своего деда – сильный характер, ум, проницательность, умение добиться выгодного для компании компромисса, к которым, конечно же, необходимо добавить невероятную харизму. Познакомившийся с Адвокатом Федерико Феллини восторгался: «Он обладает обаянием кинозвезды. В этом человеке виден победитель. У него статность короля».
В 1967 журнал Life назвал Аньелли «изящным современным Цезарем». Он владел крупнейшими газетами, заводами и забирал лучшие тендеры Италии. Среди его друзей были Джон Кеннеди, князь Монако Ренье III, среди партнеров – ливийский премьер Каддафи, иранский шах, политические лидеры Испании и Латинской Америки. Семья Аньелли блокировала назначения министров, которые ей не нравились, и государственные решения, которые мешали бизнесу. Клан продвигал выгодные для себя законы – например, запретил импорт японских авто в Италию. Ходила присказка: что хорошо для Адвоката – хорошо для Италии. Местные комики с грустью констатировали: «Если Аньелли вздумает ходить с расстегнутой ширинкой, то вся Италия повторит за ним».

Преемники
Среди увлечений Джанни значились футбол, лыжи, яхты, автогонки и, конечно, женщины. В 1953 году он женился на принцессе Марелле Караччиоло де Кастането, но это не помешало ему иметь множество сенсационных романов, в том числе и со шведской актрисой Анитой Экберг (известна ролью Сильвии в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь»). У Джанни Аньелли было все, кроме одного – серьезного и ответственного сына, которому он мог бы спокойно передать дело.
Его сын Эдуардо с презрением относился к бизнесу и к капитализму в целом. К большому разочарованию Джанни, вместо бизнеса Эдуардо увлекся восточными религиями и наркотиками. Вскоре парня арестовали за контрабанду наркотиков в Кению. На пресс-конференции Аньелли-младший много разглагольствовал о боге и объявил, что готов взять бразды правления компанией в свои руки, однако обозленный отец публично от него отрекся. В 2000 году Эдуардо свел счеты с жизнью. Он спрыгнул с моста на оживленную автотрассу, оставив незаконнорожденного сына.
А тремя годами ранее произошла еще одна драма. К тому времени патриарх уже знал, что ему нужен иной преемник, и его выбор пал на племянника Джованнино, сына своего младшего брата Умберто. Высоченный, под два метра, 30-летний парень, сорвиголова и любитель быстрой езды, к тому времени уже управлял семейными заводами по производству популярных мотороллеров «Пиаджо». Толковый, контактный, он прекрасно подходил для уготованной дядей роли. Но судьба распорядилась иначе. У Джованнино обнаружилась редкая форма рака, которая в считанные месяцы свела его в могилу.
24 января 2003 года Италия проводила в последний путь самого «короля Апеннин». Адвокат любил говорить в шутку, что с годами отпрысков клана Аньелли становится все больше, и добавлял после небольшой паузы: «Как на земле, так и на небе». Семья возложила все надежды на новое поколение – трех двоюродных братьев: Андреа Аньелли, Джона Якоба и Джона Элканна. Из троих самым успешным бизнесменом был Элканн. Но однажды попал в критическом состоянии в больницу Мауризиано после передозировки наркотиков. Причем принимал он смертельно опасный коктейль из героина, кокаина и спиртного не в своей роскошной квартире и не в модном ночном клубе, а в одном из самых бедных и опасных районов Турина.
От происшествия Элканн оправился быстро. Однако имиджу семьи и корпорации FIAT был нанесен удар. Были проблемы и у «Ювентуса»: коррупционный скандал – кальчополи (несколько итальянских клубов были в сговоре с футбольными судьями и покупали игры), ссылка в серию B, практически полная смена управляющего и играющего состава. Но «Юве» преодолел все испытания, а потом во главе бьянконери встал Андреа Аньелли, сын Умберто и племянник Джанни. При новом президенте было завоёвано первое место после возвращения в серию А. Сейчас Аньелли сделал многое, чтобы переход в клуб такой звезды, как Роналду, состоялся успешно. Для Андреа, как и для его отца, дяди и деда, «Ювентус» - любовь и дело всей жизни.

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Proturin.altervista.org, Point.ru

Образование Джанни получил в Pinerolo Cavalry Academy, а после – в Университете Турина (University of Turin). Юристом, несмотря на образование, Джанни никогда не работал, но благодаря диплому к нему навсегда приклеилось несколько мафиозное прозвище L"avvocato - Адвокат. Во время Второй мировой он принимал участие в боевых действиях в составе итальянского экспедиционного корпуса в России, дважды был ранен. Известно, что он отверг тогда предложение деда занять безопасное место в компании и отправился на фронт.


Джанни Аньелли (Giovanni Agnelli) родился в 1921 году в Турине (Turin), в семье влиятельных итальянских потомственных промышленников. Отец его, Эдоардо Аньелли (Edoardo Agnelli), был главой автоконцерна "Fiat", а также руководителем знаменитого футбольного клуба "Ювентус" (Juventus). Впоследствии самый титулованный клуб Италии достался Джанни по наследству; ему было 14 лет, когда отец погиб в авиакатстрофе. Тогда-то его дед, знаменитый и грозный Джованни Аньелли, в честь которого Джанни и получил свое имя, ввел своего подростка-внука в совет директоров "Ювентуса".

Образование Джанни по

лучил в Pinerolo Cavalry Academy, а после – в Университете Турина (University of Turin). Юристом, несмотря на образование, Джанни никогда не работал, но благодаря диплому к нему навсегда приклеилось несколько мафиозное прозвище L"avvocato - Адвокат. Во время Второй мировой он принимал участие в боевых действиях в составе итальянского экспедиционного корпуса в России, дважды был ранен. Известно, что он отверг тогда предложение деда занять безопасное место в компании и отправился на фронт.

В бизнес Джанни пришел уже после 40 лет. В 1966-м Джанни Аньелли официально стал первым лицом в "Fi

t", оставшись в этой должности на три долгих десятилетия. Именно под его руководством концерн "Fiat" сумел подмять под себя все ведущие автомобильные заводы Италии; кроме того, концерн стал собственником и прочих активов - двух ведущих в стране газет, "Corriere della Sera" и "La Stampa". Среди "трофеев" тех лет - "Lancia", "Autobianki", "Alfa-Romeo". Долгое время сопротивлялся "Ferrari", но в конце концов и там согласились на капитуляцию; кстати, именно Джанни спас "Ferrari" в 50-х от очередного финансового краха. Аньелли мастерски поддерживал добрые отношения с самыми влиятельными людьм

Европы и мира, находя общий язык с коммунистами и профсоюзами, а также, по слухам, и с мафиозными кругами. "Что хорошо для "Fiat", то хорошо для Италии", - говорил Аньелли. Говорят, что именно Аньелли удерживал руководство компании от продажи контрольного пакета акций "Fiat" корпорации "General Motors". Хотя в целом годы его правления оказались далеко не простым периодом для концерна – общий кризис отрасли не давал развернуться производству в полную силу. Лишь в новом тысячелетии компания начала потихоньку двигаться вверх.

ФК "Ювентус" Аньелли впервые увидел, когда ему было четыре год

В 26 лет Аньелли стал президентом клуба. В 1954 году Аньелли формально передал президентские полномочия своему брату Умберто, но на деле продолжил руководить им, держа под своим контролем всю кадровую политику. Именно Джанни Аньелли и стал создателем того непобедимого "Ювентуса", который помнят болельщики середины 80-х годов.

А еще до своих финансовых подвигов Джанни Аньелли был широко известен и в совершенно другой сфере - в 50-х годах слыл он одним из самых знаменитых плейбоев мира. Было у него для этого все - богатство, элегантность, прекрасное чувство юмора. Аньелли буквально обож

али все - от представителей финансовой элиты, до миллионов молодых итальянцев. Стиль Джанни стал стилем поколения – загар в любое время года, рубашки с расстегнутыми верхними пуговицами, затянутые узлы светлых галстуков. При этом Джанни вовсе не стремился следовать за модой - он создавал ее сам. Конечно же, главными жертвами его обаяния становились женщины. О романтических похождениях и подвигах Джанни ходили легенды. В 1953 году он женился на принцессе Марелле Караччиоло ди Кастането (Donna Marella Caracciolo dei principi di Castagneto), с которой у него родился единственный сын, назван

ый, в свою очередь, в честь деда - Эдоардо. Однако, женитьба вовсе не мешала ему проводить свое время с самыми известными и роковыми красотками того времени - Анитой Экберг (Anita Ekberg), Памелой Харриман (Pamela Harriman), Ритой Хейворт (Rita Hayworth) и даже, по слухам, вдовой президента США Жаклин Кеннеди (Jackline Kennedy). Джанни приписывают и такие слова: "Можно быть очень верным, но очень плохим мужем, а можно - неверным, но очень хорошим мужем". Впрочем, в какой-то момент Джанни, что называется, "остепенился". И вскоре легенды о его бурных романах сменились легендами о его делов

х подвигах.

Джанни Аньелли скончался от рака 24 января 2003 года, в своем доме в Турине. Несмотря на довольно преклонный возраст, он по-прежнему был полон энергии и строил грандиозные планы. Незадолго до смерти он успел объявить и имя своего наследника – внука Джона Элканна (John Elkann).

Вообще, про Джанни Аньелли говорили, что его главным феноменом являлось "умение пожить". Рожденный под счастливой (фамильной) звездой, он сумел взять от жизни все, использовать все выпавшие на его долю шансы.

Одной из любимых фраз Джанни Аньелли была: "Я люблю ветер, потому что не могу его купить"


Можно верить или не верить в существование родовых проклятий, но если членов одной семьи на протяжении нескольких поколений преследуют несчастья, то приходится задуматься об их природе. Впрочем, к наиболее успешным и знаменитым семьям всегда приковано пристальное внимание, а потому и каждое происшествие с членами клана становится предметом обсуждения и прямым или косвенным доказательством теории родового проклятия.

Гримальди



Родовое проклятие правящей семьи Монако уходит своими корнями в XIII век, когда первый князь Ренье похитил и обесчестил девушку, отказавшись затем на ней жениться. По преданию, она прокляла весь род Гримальди, пообещав, что ни один член семьи не сможет обрести семейное счастье.



До 1956 года никто из клана не женился по любви. Лишь Ренье III избрал себе в жены любимую женщину, актрису Грейс Келли. В народе даже говорили, что женившись не по расчёту, Ренье III разрушил проклятие. Однако в сентябре 1982 погибла в автокатастрофе его супруга, а трое его детей неоднократно подтверждали: проклятие продолжает работать.



Правящий князь Альбер II долгое время вел разгульную жизнь, имеет внебрачных детей, но в 2011 году остепенился, женившись на Шарлин Уиттсток. В 2014 году у пары родились близнецы, дочь и сын.

Труссарди



Из всего знаменитого семейства только создатель бренда Данте Труссарди умер своей смертью. Его сын Данте погиб в автокатастрофе в 1970 году. В 1999 попал в аварию Никола, племянник основателя семейного бизнеса, под чьим управлением в то время находилась компания Trussardi.



Сын Николы Франческо погиб в аварии в 2003 году. Сегодня компанией управляет его сестра Беатриче. Причиной проклятия называют банальную человеческую зависть, вызванную успехом в бизнесе.

Аньелли



Итальянцы считают, что семейство Аньелли, владельцев известного концерна FIAT и знаменитого футбольного клуба «Ювентус», было проклято за сотрудничество с фашистами во время Второй мировой войны.

Правда, первое несчастье постигло семью за несколько лет до войны, когда сыну Джованни Аньелли пропеллером отрубило голову. Эдоардо по неосторожности подошел слишком близко к гидросамолёту. Некоторые источники предпочитают указывать причиной смерти авиакатастрофу.



Когда внука Эдоардо арестовали за контрабанду наркотиков, его отец Джанни Аньелли публично отрекся от Эдуардо и планировал назначить своим преемником племянника Джованни Альберто, но тот скоропостижно скончался в 1997 году от рака желудка. Эдуардо Аньелли бросился с моста и погиб в 2000 году.



Джанни Аньелли скончался от рака в 2003, а возглавивший FIAT его родной брат Умберто ушёл из жизни в результате этой же болезни через год после принятия руководства. Сегодня FIAT находится под управлением внука Джанни Аньелли.

Гетти



Семья Гетти, владельцев Getty Oil Company, тоже считается проклятой. Началось все с того, что отец Жан Пол Гетти, основатель компании, лишил сына наследства из-за попыток последнего вытеснить родного папу из семейного бизнеса. Мать будущего миллиардера отказала сыну в займе, и тот в отместку прекратил с ней всякое общение.



Жан Поль Гетти всё же добился успеха и уже в начале 1920-х годов стал миллиардером. Его старший сын Джордж пристрастился к транквилизаторам, а в 1973 году нанес себе несколько ножевых ранений в живот. Раны оказались не смертельными, тогда Джордж выпил большое количество снотворного. Младший сын Пол вместе с супругой стали употреблять наркотики, а вскоре невестка нефтяного магната скончалась от передозировки героина. Один из внуков Гетти был похищен и искалечен похитителями с целью ускорить выплату выкупа.

Третий сын нефтяного магната Гордон ещё при жизни судился с отцом, требуя выплаты без малого 50 миллионов долларов из семейных денег.

Романовы



Согласно легенде, род Романовых предала проклятию жена двух Лжедмитриев Марина Мнишек. Её сыну было всего три года, когда его повесили в 1614 году, сама же Марина перед своей смертью пообещала, что смерти в семье Романовых будут продолжаться до тех пор, пока не будет полностью истреблён их род.



Михаил Романов, первый из династии царей, почил в 49 лет, а последние годы мог передвигаться только в кресле. Шестеро детей Михаила Романова скончались в младенчестве. Из 10 дочерей Алексея Михайловича Романова трое умерли в детстве, а оставшиеся так и не смогли выйти замуж.



Петр I заточил своего собственного сына Алексея за измену и тот скончался, не выходя на свободу. Далее в истории рода Романовых следует череда дворцовых переворотов, предательств и убийств. Николай II, как известно, был расстрелян большевиками, однако этому предшествовало отречение Николая от престола в пользу своего младшего брата Михаила, который и передал власть большевикам. Таким образом, династия Романовых началась и окончилась Михаилами.

Тяготело родовое проклятие над семьями которых так же преследует злой рок.

Джованни Аньелли, любимец и надежда деда, в 1945 году был слишком молод, чтобы возглавить Fiat . Да и к тому же не особенно желал заниматься семейным делом – в свои 24 года ему пришлось немало повидать – сначала повоевать на Восточном фронте против Красной Армии, а затем бить немцев в рядах сопротивления. Аньелли-младший хотел брать от жизни все самое веселое, что он с успехом проделывал два десятка лет. Позднее он признался: «Я вернулся с войны и хотел наслаждаться жизнью. Работал я тогда мало, и хотя следил за делами, они не захватывали меня целиком».
Наслаждался жизнью Аньелли на всю катушку - его увлечениями были светские вечера, дорогие автомобили, яхты и футбол. Он считался самым главным плейбоем Италии тех времен. Ему удалось жениться на принцессе, соблазнить бывшую жену Черчилля-младшего, даже чета Кеннеди в 1963 году удостоила аудиенции сеньора Аньелли. Любимой его игрушкой был футбол – он управлял прославленным клубом «Ювентус», которым, кстати, семья Аньелли владеет до сих пор.
Семейный автобизнес Джованни Аньелли-младший возглавил лишь в 1966 после того как управляя любимым «Феррари», попал в аварию, стоившую перелома обеих ног. Он начал с модернизации производства и оптимизации расходов, внедрения в производство новых моделей «ФИТАа». Особенно удалось Джованни модель Fiat 124 - прообраз вазовской копейки. Этот автомобиль в 1967 году был признан в Европе автомобилем года. Позже его копировали и в Советском Союзе, и в Корее и еще в нескольких странах.
Автомобилями собственной марки Джованни решил не ограничиваться и стал агрессивно подминать под себя весь итальянский автопром. Одни за одним пали Alfa Romeo , Ferrari , IVECO , Lancia , наконец, Maserati .
Попутно клан Аньелли под руководство Джованни раскинул свои щупальца и на другие сферы бизнеса, в т.ч. и далеко за пределами Италии: энергетические и телекоммуникационные компании, банки, издательства, спортивные клубы, виноделие, агроиндустрия, производство оборудования различного назначения, автозаправки «Аджип», гостиница, страховые компании, авикомпания, целлюлюзно-бумажный комбинат. Легче сказать, за что не брался сеньор Аньелли. Практически все ему удавалось, и почти все на свете он мог купить. Он даже однажды признался: «Я люблю ветер за то, что его нельзя купить».
За 30 лет руководства «ФИАТом» влияние Джованни Аньелли на политику и экономику возросло настолько, что его удостоили всеми возможными и невозможными титулами главный из которых «Пожизненный сенатор».
Колоссальные успехи Джованни Аньелли не раз сопровождались громкими скандалами и кризисными ситуациями, включая до массовых забастовок рабочих и антикоррупционных разбирательств. Со всеми этими процессами Аньелли превосходно справлялся, где используя связи, где финансовый ресурс семейного бизнеса. А вот справиться с судьбою королю бизнеса не удалось.
Сын брата, Джованни Альберто, которого считали официальным наследником империи, сначала потерял дочку, а потом на пике карьеры умер в 1997 году от рака кишечника. Через три года единственный сын владельца «ФИАТа», Эдоардо в возрасте 46 лет покончил жизнь самоубийством, бросившись с 80-метрового моста. После смерти племянника Джованни Аньелли был вынужден оставаться на посту рулевого «ФИАТа» в должности почетного Президента вплоть до своей смерти 24 января 2003 года. На его похоронах присутствовали 10 тысяч соотечественников и гостей, специально приехавших проводить «господина Fiat» (так часто называли Аньелли) в последний путь.
Сменивший Аньелли-младшего брат Умберто также смог поруководить компанией чуть больше года, пока его не настигла смерть от рака. Именно в это время компания оказалась на грани банкротства, резко снизились продажи автомобилей. К счастью, самые худшие прогнозы аналитиков о судьбе компании не оправдались, и сегодня «Фиат» постепенно начинает выбираться из кризиса.