Михаил Салтыков-Щедрин: Пропала совесть. Михаил салтыков-щедрин - пропала совесть Пропала совесть краткое содержание брифли

  • 24.05.2024

«Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего!» Без совести людям стало жить легче, они «поспешили воспользоваться плодами этой свободы». Начались грабежи и разбои, люди остервенились. Совесть же валялась на дороге и «всякий швырял ее, как негодную ветошь», удивляясь, «каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие».

Один «несчастный пропоец» подобрал совесть «в надежде получить за нее шкалик». И тотчас им овладели страх и раскаяние: «из тьмы постыдного прошлого» выплыли все позорные поступки, совершенные им. Однако не один этот несчастный и жалкий человек виноват в своих грехах, существует чудовищная сила, которая «крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою» . Сознание проснулось в человеке, но «указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения». Пьяница решил избавиться от совести и направился к питейному дому, в котором торговал некий Прохорыч. Этому торговцу и подсунул несчастный совесть «в тряпице».

Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака — о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву. Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу. День был базарный, народу на улицах было много. Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец.

Квартальному надзирателю всегда дают взятки. На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг — видит добро, да понимает, что оно чужое. Мужики стали над ним посмеиваться — привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать. Так он и ушел с базара «без кульков». Жена оскорбилась, обедать не дала. Только Ловец снял с себя пальто, как сразу преобразился — «стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а все его». Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только надел пальто (а совесть-то в кармане!), опять стыдно стало людей грабить. Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость. Стал деньги раздавать, все роздал. Мало того, захватил с собою по дороге «нищих видимо-невидимо», чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене оделить «странных людей», сам пальто снял... И удивился: что з.а люди по двору бродят? Высечь их, что ли? Нищих выгнали в шею, а жена принялась по мужниным карманам шарить — не завалялось ли грошика? И обнаружила в кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил Давыдович Бржоцкий «побьется малое дело, а выдержит!». И отправила совесть почтой.

И сам Самуил Давыдович, и его дети прекрасно разбираются в способах извлечения денег из чего бы то ни было. Даже младшие сыновья соображают, «сколько последний должен первому за взятые заимообразно леденцы». Совесть в таком семействе вовсе ни к чему. Бржоцкий нашел выход. Он давно обещал некоему генералу сделать благотворительное пожертвование. К сотенной ассигнации (собственно пожертвованию) была приложена и совесть в конверте. Все это было вручено генералу.

Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!»

«Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Цель: осмысление понятия совести как
ответственности за свои поступки на основе
анализа художественного текста

Оборудование: демонстрационный материал
(определения понятия “совесть” из толковых
словарей)

Ход урока

Организационный момент. Введение в текст, тему
урока.

М.Е. Салтыков-Щедрин часто предлагает нам
сказочные ситуации: это и необитаемый остров, на
котором чудесным образом оказались два генерала,
и одичавший помещик, из имения которого чудесным
образом исчезли все мужики, и в этой сказке перед
нами совершенно необыкновенная ситуация –
пропала совесть. А что такое совесть, как вы
думаете?

(Ответы учащихся)

Своими словами вы высказали четки определения,
которые есть в словарях (обращаемся к
демонстрационному материалу)
:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка: Совесть – чувство
нравственной ответственности за свое поведение
перед окружающими людьми.

Словарь русского языка/ Под редакцией А.П.
Евгеньевой: Совесть – чувство и сознание
моральной ответственности за свое поведение
перед самим собой и окружающими людьми.

Какое определение вам кажется более полным?
Почему?

(Ответы учащихся)

Итак, совесть пропала, исчезла, человек и
совесть разъединились – что с ними сталось?

Человек без совести – как изменились люди? “Многие
начали чувствовать себя свободнее”
.

Как вы это понимаете? Исчезло человеческое,
люди стали похожи на животных.

А совесть без человека? Чем она стала? Надоедливая
приживалка, обличительница, иго, вопиющее
безобразие.

Люди освободились от совести, и она стала
ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее
никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают,
подбрасывают друг другу.

Комментированное чтение текста.

Итак, начинается путешествие совести. Хотя я
назову другое слово – мытарства. Какое из них
сильнее? Мытарства, т.к. это не просто
путешествие, это бедствия, страдания, скитания.

У кого побывает совесть? У пропойцы; у
Прохорыча, хозяина кабака; у Ловца, квартального
надзирателя; у Брожцского, богатого банкира.

чтение фрагмента со слов “И бог знает, долго ли
бы пролежала таким образом бедная изгнанница,
если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец,
позарившийся с пьяных глаз даже на негодную
тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.” до
слов “:прежде, нежели Прохорыч успевает
опомниться, ужасная находка уже лежит у него в
руке.”

Какой порок у пропойцы? Это порок только XIX века?
Что делает совесть с пропойцей? “Пронизала
электрическая струя”, “голова освобождается от
винных паров”, “возвращается сознание
действительности, страх, память, стыд”

Самый ли это страшный порок? Нет, потому что
пропойца отвечает только за себя и губит только
себя.

Чтение по ролям фрагмента со слов “Некоторое
время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами;
потом вдруг весь вспотел.” до слов “Она во
весь дух побежала за ним, и едва успела
поравняться, как сейчас же, с изумительною
ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман
его пальто.”

Какое открытие делает Прохорыч для себя? “Легко
тому человеку, у кого совесть в глазах есть”.

Почему пропойца чувствует страх, а Прохорыч –
облегчение, когда к ним в руки попадает совесть? Порок
Прохорыча тяжелее: он губит не только себя.

Чтение фрагмента со слов “Ловец был малый не то
чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил
и запускал лапу довольно свободно.” до слов “-
Ну, теперь можешь, друг мой, смело идти на базар, –
сказала она мужу, воротившись домой.”

С какой буквы написано имя героя: с большой или
с маленькой? Что это – имя или прозвище? Прозвище,
отражающее самую суть человека.

Какой он? “Бесстыжий”, “устремительный”,
“лихоимец порядочный”.

Это без совести. А с совестью в кармане? “Пришел
он на базарную площадь, и кажется ему, что всё, что
там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в
лавках, – всё это не его, а чужое. Никогда прежде
этого с ним не бывало.”

В чем же его порок? Мздоимство,
взяточничество, грех еще более тяжкий.

Чтение фрагмента со слов “Самуил Давыдыч
Бржоцский сидел за обеденным столом, окруженный
всем своим семейством.” до слов “В этот же вечер
он уже совсем позабыл о претерпенных им
страданиях и выдумал такую диковинную операцию
ко всеобщему уязвлению, что на другой день все
так и ахнули, как узнали.”

Кто по роду своих занятий Бржоцский? Банкир.

Посмотрите: благополучная, обеспеченная семья,
умный человек, жена, дети – в чем же его порок? Он
расчетлив, даже совесть сбывает исподтишка.

Чтение фрагмента со слов “И долго таким
образом шаталась бедная, изгнанная совесть по
белому свету, и перебывала она у многих тысяч
людей.” до конца

Вернемся к определениям, с которыми мы работали
в начале урока. “Негодной тряпицей” была
совесть для кого: для Салтыкова-Щедрина? Для его
героев?

(Ответы учащихся)

Прочитайте еще одно определение из “Толкового
словаря живого великорусского языка” В.И. Даля:
Совесть – внутреннее сознание добра и зла,
тайник души, чувство, побуждающее к истине и
добру”.

Согласны ли вы с таким определением?

Так где же пристанище совести? Впервые мы
слышим ее голос, ее просьбу. О чем она просит? “Отыщи
ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо
мной его сердце чистое и схорони меня в нем!”

Почему именно в сердце дитя?

(Ответы учащихся)

Творческая работа на ассоциации.

Попробуйте материализовать образ совести,
представьте ее в виде какого-то конкретного
предмета или явления.

(Ответы учащихся)

Итоги урока.

Итак, Салтыков-Щедрин возлагает на совесть
надежды, ибо она для него – хранительница
человеческого в человеке, госпожа будущего
состояния мира.

В этой статье подробно рассмотрено произведение Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Краткое содержание и анализ затронут те особенные нравственные струны души человека и общества в целом. Вопрос, интересующий людей не одно столетие, который следует в первую очередь понять: «Что же это такое - совесть?» Цензор, контролер, внутренний голос? Зачем она нужна, если без нее становится так спокойно? Об этом и многом другом рассказано в статье, посвященной такой непростой теме, затронутой в произведении выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

О писателе

Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом писателе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им в течение всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым.

Итак, Салтыков-Щедрин родился в 1826 году 27 января (по старому стилю 15) в дворянской семье старинного рода. Одаренность, ум, невероятное трудолюбие были верными спутниками писателя с детских лет. В 10-летнем возрасте был отдан в Московский дворянский институт, через два года за отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей. «За вольнодумие» был сослан в ссылку на Вятку на целых 8 лет. В 1856 году с связи со смертью Николая I молодой писатель возвращается назад и возобновляет писательскую деятельность. Участие в крестьянской реформе, должность губернатора губернии и работа в Министерстве внутренних дел стали для писателя неотъемлемой частью жизни.

Выйдя на пенсию, он становится главным редактором журнала «Современник». Согласитесь, впечатляющий список достижений! Талантливый государственный деятель, художник оставил в истории своей страны незабываемый след, произведения Салтыкова-Щедрина злободневны и не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Проблема собственного несовершенства

Писатель не раз обращается в своих произведениях к теме сказки. И вот перед читателем необычная ситуация - из жизни общества пропадает совесть. Что же стало с людьми? Они стали чувствовать себя свободнее, но не стоит заблуждаться и путать окрыляющее чувство свободы с чувством вседозволенности, порождающем хаос, агрессию и злобу. Исчезает человеческое в самом человеке, именно то, что должно отличать в нем существо думающее, созидательное, чуждое разрушению и краху.

Что же стало с совестью? Обратите внимание, как автор называет ее: «надоедливая приживалка», и это не случайно. Таким образом автор дает понять читателю, что совесть подобна чему-то живому и настоящему, нуждающемуся в подпитке и заботе, которая в свою очередь отблагодарит своего «хозяина» благодатным чувством покоя и удовлетворенности самим собой. А без человека она превращается в тот ненужный придаток и становится той «надоедливой приживалкой».

Далее в произведении Салтыкова-Щедрина в качестве примера можно наблюдать умиротворенный сон владельца питейного заведения, который, быть может, впервые в жизни повел себя как ответственный человек за свои поступки. Или, скажем, самый первый «хозяин» совести - пьяница-пропойца, который освободился от гнета винного угара и осознал всю свою никчемность существования, поэтому он и чувствует страх. Но горький пьяница губит только самого себя, он и отвечает только за свои поступки, в отличие от Прохора - владельца питейного заведения, губящего своим зельем столько народа. Совесть дает Прохору чувство облегчения, так как впервые в жизни он поступает по совести. Что же хочет нам сказать автор?

Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализируемое нами в этом материале, охватывает важные стороны жизни человеческого общества. Была бы совесть рядом, то не было бы пьяниц на свете, да и владельцы пивных стали бы печь хлеб да булочки. Взрослые люди обязательно улыбнутся в этом месте, так как каждый из них знает, насколько мир наш не прост. Но на то ведь она и сказка - подумаете вы. Сказка «Пропала совесть» - своего рода напоминание для взрослых и урок для детей.

Собственный выбор, или Сила одной капли

Путешествие совести продолжается, но скорее всего это было мытарство, которое несет за собой страдания, скитания. Совесть попадает к Ловцу. Автор не дает имя своему персонажу, а ограничивается лишь прозвищем, тем самым подчеркивает сущность этого человека. В чем же его вина? В отличие от двух первых персонажей, один из которых губил себя, а другой - других, то в этом случае грех Ловца велик и тяжел, он - взяточник.

Следующий владелец совести уже совсем другой человек, автор рисует картину благополучного семейства банкира, но крайняя расчетливость - и есть порок героя, который даже совесть продает исподтишка. Сказка «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализ которой заставляет невольно задуматься о глобальности и глубины вопроса, о том, есть ли вообще в нашем мире место совести? Как одновременно просто и сложно поступать по совести, но как же легко становится на душе, когда она чиста. Как дышится, как живется по-новому!

Осмысление понятия совести

Обращаясь к словарям, мы находим определение понятию совесть. Совесть - это чувство и понятие одновременно, чувство ответственности за свои поступки сплетается воедино с осознанием тех моральных принципов, на которых должно держаться здоровье общества. Эта способность, позволяющая различать хорошее и плохое, должна прививаться с младенческих лет. Родители - это своего рода проводники в мир, которые учат ребенка любить добро и ненавидеть зло, а дети в свою очередь, боясь потерять любовь и благосклонность своих родителей, четко и быстро впитывают и усваивают именно те понятия, которые дают отец и мать.

Возложенные надежды

В произведении Салтыков-Щедрин наделяет голосом свою главную героиню - совесть. Что же просит она, что хочет? Просит она найти ей маленькое русское дитя, чтобы в сердце его она могла раствориться. «Почему же именно в сердце ребенка?» - спросите вы. Автор таким образом хочет дать понять читателю, как важно возлагать надежды на молодое поколение, и следует помнить, что дети невинны и чисты, и только от взрослых будет зависеть, какими красками будет наполнен их будущий мир, совесть, жизнь. Проблема «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина касается той стороны души человека, где наступает осознание добра и зла, истины и надежды.

Заключение

В заключении, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что автор бессмертного произведения хотел подчеркнуть важность совести в жизни человека, показать читателю совесть как хранительницу всех тех человеческих качеств, на которых была построена лучшая часть цивилизации. Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, проанализированное в нашей статье, мы надеемся, даст пищу для ума и затронет струны вашей души, поможет сделать правильный выбор, подарит покой.

Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Люди начали грабить, и в конце концов остервенели. Совесть всеми забытая лежала на дороге. Один пропойца решил её подобрать, и сейчас же к нему вернулось раскаяние за прошлые постыдные дела. В нём проснулось сознание, а вместе с ним и самобичевание.

Дабы избавиться от этих, разом навалившихся чувств, пропойца пошёл в кабак, где торговал некий Прохорыч. Там он с облегчением передал ему совесть. Прохорыч сразу же изменился. Он даже собирался вылить все вина в канаву. Жена, увидев такое поведение мужа, потихоньку украла у него совесть, и бросилась на улицу.

Там она подсунула её квартальному надзирателю. Последний тут же переменился: он вдруг перестал брать взятки. Мужики c него начали громко смеяться. Жена, и та, ужином не накормила. Надзиратель снял пальто, и вся совесть куда-то улетучилась. Он решил отыграться, и пошёл на рынок. Только всунул руки в рукава пальто, а совесть тут как тут – в кармане притаилась. Опять неудобно стало людей обирать. Стал, наоборот, деньги раздавать. Нищих домой привёл, приказал жене накормить их. Пальто снял, и тут же стал прежним: нищих взашей вытолкал из дома. Жена решила почистить карманы мужу, и тут вдруг обнаружила совесть.

Умная женщина послала её по почте финансисту Бржоцкому. Ему совесть была без надобности совсем, и он её в конверте передал генералу. Генералу тоже пришлась совесть не по нраву, и он от неё тоже избавился.

Так и пошла гулять совесть по рукам. Оказалось, что никому она не нужна., потому что с ней гораздо хуже.

Гуляла, гуляла совесть по всему миру, и в конце концов взмолилась. Она попросила переселить её к маленькому ребёнку. Дитя ещё невинное, и совести с ним будет хорошо. Послушали её. Теперь растёт ребёнок, а совесть вместе с ним.

Рассказ учит тому, что без совести лучше жить, но и человеком без неё не станешь. А также тому, что совесть должна быть заложена с детства.

Картинка или рисунок Пропала совесть

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Беккер Гном

    Сестры Марта и Магдалена рано осиротели. Терпя нужду и страдания, они сближаются, но, вместе с тем, они слишком разные и между ними сквозит вражда и антипатия. Марта – высокомерна, с копной черных волос и такими же черными глазами.

  • Краткое содержание История любовная Шмелева

    Произведение по жанровой направленности является автобиографическим романом, повествующим о юношеском периоде жизни писателя и его первой любви.

  • Краткое содержание Яхина Зулейха открывает глаза

    Действие романа начинается в 1930-м году. В то время, когда процветала коллективизация. Когда у зажиточных крестьян, так называемых кулаков, отбирали всё, что они нажили своим непосильным трудом.

  • Краткое содержание Горячий камень Гайдара

    Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте

  • Краткое содержание Осеева Почему?

    Мальчик сидел за столом и разглядывал висевшую на стене фотографию своего отца. Его уже не было в живых. Мальчик раскачивался на стуле и играл со своей собакой, которая сидела под столом.

«Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего!» Без совести людям стало жить легче, они «поспешили воспользоваться плодами этой свободы». Начались грабежи и разбои, люди остервенились. Совесть же валялась на дороге и «всякий швырял ее, как негодную ветошь», удивляясь, «каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие».

Один «несчастный пропоец» подобрал совесть «в надежде получить за нее шкалик». И тотчас им овладели страх и раскаяние: «из тьмы постыдного прошлого» выплыли все позорные поступки, совершенные им. Однако не один этот несчастный и жалкий человек виноват в своих грехах, существует чудовищная сила, которая «крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою» . Сознание проснулось в человеке, но «указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения». Пьяница решил избавиться от совести и направился к питейному дому, в котором торговал некий Прохорыч. Этому торговцу и подсунул несчастный совесть «в тряпице».

Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака — о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву. Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу. День был базарный, народу на улицах было много. Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец.

Квартальному надзирателю всегда дают взятки. На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг — видит добро, да понимает, что оно чужое. Мужики стали над ним посмеиваться — привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать. Так он и ушел с базара «без кульков». Жена оскорбилась, обедать не дала. Только Ловец снял с себя пальто, как сразу преобразился — «стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а все его». Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только надел пальто (а совесть-то в кармане!), опять стыдно стало людей грабить. Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость. Стал деньги раздавать, все роздал. Мало того, захватил с собою по дороге «нищих видимо-невидимо», чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене оделить «странных людей», сам пальто снял... И удивился: что з.а люди по двору бродят? Высечь их, что ли? Нищих выгнали в шею, а жена принялась по мужниным карманам шарить — не завалялось ли грошика? И обнаружила в кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил Давыдович Бржоцкий «побьется малое дело, а выдержит!». И отправила совесть почтой.

И сам Самуил Давыдович, и его дети прекрасно разбираются в способах извлечения денег из чего бы то ни было. Даже младшие сыновья соображают, «сколько последний должен первому за взятые заимообразно леденцы». Совесть в таком семействе вовсе ни к чему. Бржоцкий нашел выход. Он давно обещал некоему генералу сделать благотворительное пожертвование. К сотенной ассигнации (собственно пожертвованию) была приложена и совесть в конверте. Все это было вручено генералу.

Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!»

«Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».