Проект «Выжигание по дереву. Проект "выжигание по дереву" План творческого проекта по технологии выжигание

  • 02.11.2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Шланлы

муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан

Творческий проект

Выжигание по дереву

Панно « Наседка »

Выполнила: ученица 8 класса Тимофеева Ирина

Руководитель: учитель технологии Савельева Л.В.

с.Шланлы 2017г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................

Глава 1. Основная часть, цели, задачи ……………

1.2. История ………………………………………………………………

Глава 2. Приемы выжигания.............................................................................

2.1.. Обоснование выбора материалов......................................................

2.2. Технология изготовления панно........................................................

Глава 3. Технология изготовления панно

3.1. Подготовка материала к выжиганию.

3.2. Инструменты и приспособления......................................................

3.3.Технологическая карта изготовления панно ……………….........

Глава 4. Экономическая оценка проекта.........…..……......................................

Глава 5. Экологическая оценка проекта...............................................…...........

Заключение.......…......................................................................….........

Список литературы.................................................................................

1.Введение

Обоснование выбора темы проекта.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

Я с удовольствием занимаюсь выжиганием. Изготовила уже несколько разных картин. Их можно подарить маме или друзьям на день рождения, ими можно украсить квартиру.

Проблема : В продаже много подарков, но иногда трудно что-то подобрать или есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине.

Цель: изготовить подарок для мамы своими руками – панно «Наседка».

Проектные шаги

    планированию этапов своих действий;

    выбор материала и способа действия;

    изготовление изделия.

Планируемый результат: панно «Наседка»

Цели и задачи проекта

Цель: изготовить панно «Наседка».

Задачи:

    изучить историю выжигания по дереву

    изучить основные приемы и правила выжигания по дереву

    сохранять и развивать традиции по художественной обработке дерева

1.2. Историческая справка

Выжигание, или правильнее сказать пирография- это рисование огнём, в переводе с древнегреческого. Очень красивый и занимательный вид творческого рукоделия.

Выжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700г. до н.э.. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в 9 - 10 веках. Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.

Начиная с 17 века в Сергиевом Посаде выделилось производство деревянной игрушки, получившей название «Троицкой». А к концу 19 века началось массовое изготовление матрёшек, украшенных выжиганием. В начале прошлого века выжженными узорами начали украшать солонки, ковши, шкатулки.

В конце 19 века, в начале 20 в. выжигание стало популярным среди населения. Им стали увлекаться и высшие слои общества.

В это же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой с двумя отверстиями, с выходящими резиновыми трубками.

В середине 20 века появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно и детям. Кроме того, учёными новосибирского академгородка был придуман ещё один, дополнительный инструмент для выжигания. В этой технике, она называется «новосибирская тоновая пирография» , вместо раскалённой иглы используется специальный прибор, представляющий собой духовую горелку, которая позволяет выжигать огнём, как кистью.

Выжигание осуществляется не только по древесине, а вообще по любому материалу, изменяющему внешний вид под воздействием температуры - ткани, кожи, бумаге, картону и др .

2. Приемы и способы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.

Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Способы выжигания.

Существует несколько способов выжигания: плоское, глубокое и кислотами.

Плоское выжигание - на одной плоскости.

Глубокое выжигание - рисунок уходит вглубь доски.

Я выбрал плоское выжигание.

2.1. Подготовка материала к выжиганию

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола,

поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.

Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.

Я, чтобы облегчить себе работу, купила разделочную доску в магазине.

2.2.Разработка аналогов изделия

модель № 1

модель № 2

2 . Конструкторский этап.

2.1. Эскиз (рисунок, фото) изделия

2.2. Описание внешнего вида и конструкции проектной модели

Описание изделия

Картина, изготовленная в технике в стиле выжигания по дереву.

Описание материалов, необходимых для изготовления изделия

Для работы мне понадобится выжигатель, кусок фанеры в виде прямоугольника, набор насадок для выжигателя, кусочек наждачной бумаги.

Описание планируемой тобой отделки изделия

Я собираюсь все отполировать.

2.4. Подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы

Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат. Древесину можно купить в магазине в виде готовых разделочных или чертёжных досок, фанеры, шпона. При выборе древесины следует учитывать:

*порода не должна быть смолистой;

*на мягких породах выжигать легче;

*древесина должна быть с однородной мелкопористой структурой, без трещин, сучков, смоляного кармашка и других дефектов;

*выбор цвета древесины зависит от предложенного рисунка,

*более яркий и выразительный узор получается на дереве светлых пород;

*дерево нужно хорошо просушить, иначе оно покоробиться;

*поверхность материала должна быть ровной и чистой.

3. Технологический этап

3.1. Технологическая последовательность изготовления изделия

п / п

Последовательность выполнения работ

Шаг 1.Выбираем сюжет будущей картины. Делаем эскиз, который поможет нам определить размеры и композицию.

Шаг 2.

Нам необходимо зашкурить всю поверхность наждачной бумагой. Для обработки больших неровностей используется грубая шкурка, например № 40.После нее на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой шкуркой, например, № 100.Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.

Шаг 3. Переносим с помощью копировальной бумаги эскиз на подготовленную нами фанеру. Для удобства эскиз и копировальную бумагу закрепляем скотчем.

Шаг 4. Приступаем к выжиганию рисунка. Сначала выжигаем крупные детали, фигуры, а затем - более мелкие.

Шаг 5. При необходимости, зачищаем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой. Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.

Выполняем окончательную отделку изделия – шлифовку.

3.2. Техника безопасности при выполнении проекта

Для безопасной работы с электровыжигателем нужно иметь резиновый коврик, заготовка должна быть сухая, руки тоже сухие.

Строго следовать правилам безопасности:

Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя.

Периодически проветривать помещение.

Не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра.

Оберегать руки и одежду от прикосновения пера.

Инструмент класть на металлическую подставку

Через 15-30 минут делать перерыв.

При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка.

Не следует наклоняться близко к месту выжигания.

Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.

После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.


4. Заключительный этап

Получить изделие, именно такое, какое нравится, соответствует твоему вкусу, можно только изготовив его самостоятельно. Бесспорно, что успех задуманного определяется не только врожденной способностью к творчеству, но и особой интуицией или вкусом. Как и в других искусствах, науке или ремесле, здесь необходим определенный минимум знаний и навыков, без которых процесс изготовления изделия превращается в неблагодарный труд, а его результаты становятся источником досады и плохого настроения.

Мое изделие - панно в подарок маме - отличается продуманным дизайном, элегантностью, удачным подбором рисунка, тщательностью исполнения. Правильно выполненные линии рисунка обеспечивают отличный внешний вид и эстетичность. Изделие выдержано в контрастных цветах, выглядит очень стильно, модно и всегда актуально. Я думаю, что мой подарок очень понравится моей маме.

Эстетическая оценка: изделие выполнено аккуратно, в соответствии с запланированными в начале работы над проектом критериями.

Экологический аспект: при изготовлении данного изделия вред окружающей среде не нанесен

Практическая ценность: Панно предназначено в подарок маме.

Материалы нашего проекта могут использоваться ребятами на уроках технологии.

4.1. Экономическая оценка

Существует такая поговорка: «деньги любят счет». Когда ты будешь четко знать, куда и сколько денег потрачено, тогда сможешь контролировать ситуацию и изменять ее. Поэтому определим общие затраты на материалы.

Доску я купила в магазине. Выжигатель мне подарили родители, поэтому мне не нужно было его покупать. Таким образом, изготовление изделия мне обошлось в 50 рублей.

50 руб.

4.3. Самооценка выполненной работы

Выжигание картины доставило мне огромное удовольствие. Она получилась очень красивой и не затратила много личного времени.

Я больше узнала о технике рисования приемом выжигания и улучшила навыки в этой сфере.

Цель, поставленная в начале работы над проектом, достигнута- изготовлено панно «Наседка», которое я подарю маме.

У меня не возникло трудностей во время работы над проектом.

Каждый человек стремится окружить себя уютом.

Картины, выполненные в технике текстильной пирографии, помогут Вам в этом.

Картина «Наседка» наполнена светом и добром, подойдёт в подарок всем.

Может украсить любую комнату и сделать её более уютной.

«Ну и диво-дивное! Право, не из сказки ли?

И простое дерево заиграет красками!»

Список использованных источников

    « Технология.» 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ П. С. Самородский, Н.В. Синицина. , В.Н. Правдюк; под ред. В. Д. Симоненко. - М. :Вентана-Граф, 2014.

    ПИРОГРАФИЯ или искусство выжигания по дереву», Сью Уолтерс, 2004 год

    ЮРИЙ ПОДОЛЬСКИЙ - ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ. ТЕХНИКИ, ПРИЕМЫ, ИЗДЕЛИЯ-

    ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ -Информационный портал для любителей пирографии- http://pyrography-fireart.ru.

Выжигание по дереву Презентацию выполнил ученик 4 «В» класса МОУ Удельнинская гимназия Раменского района Московской области Метелёв Кирилл

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно. История

В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором. История

В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке. История

Выжигание - это один из видов декоративной отделки поверхности древесины. Его применяют при изготовлении сувениров, мебели и различных мелких изделий из древесины. Наилучший материал для выжигания - фанера, заготовки из липы и ольхи. Выжигание

Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой. Рисунок переводят на деталь через копировальную бумагу. Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя. Выжигание на практике

Ручку с нагревательным пером берут в правую руку как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе (см. рис.). Через 10 - 15 мин работы электровыжигатель выключают на 2 - 3 мин для остывания. Выжигать можно только по сухой древесине. Правила выжигания

Правила выжигания

Получение линий Тонкая линия Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстая линия Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. На нанесенном рисунке сначала ставят точки, затем проводят линии. Вести перо следует без нажима.

Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям и точкам. Меняя накал штифта, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов. Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Выжигая кривые линии или точки, штифт держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании. Тонкости выжигания

Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чистят мельчайшей наждачной бумагой. Зачистку шкуркой надо производить тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить грани выступов. Выжженный рисунок можно расписать акварельными или масляными красками. Роспись, как своеобразный декоративный прием, дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным. Окончательный этап

Включать электровыжигатель можно только в присутствии взрослых. При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка. Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера. После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети. Техника безопасности

Моя работа

Меня увлек столь кропотливый и интересный процесс выжигания, за которым можно провести очень много времени. Причем провести это время с пользой и большим удовольствием. Рекомендую всем обязательно попробовать себя в этом необычном деле. Заключение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края

Выжигание по дереву –

древнее искусство, актуальное в наше время.

ученик 3Б класса

МБОУ СОШ№1 с. п.Троицкое

Выжигание по дереву - древнее искусства, актуальное в наше время.

Предмет - технология.

Тип данного проекта:

1. по доминирующей деятельности - творческий и
информационный;

2. по предметному содержанию - монопроект;

3. по продолжительности – краткосрочный

В этом году на новогодний праздник мне подарили электровыжигатель. С помощью выжигания можно украшать деревянные предметы, например, декорировать шкатулки, вешалки , фоторамки, панно, картины, предметы мебели и интерьера. Выжигание-это творческий и очень увлекательный процесс. Я увлёкся этим видом искусства, заинтересовался историей выжигания и решил изготовить разделочную доску, украшенную выжиганием и акварелью .

Изделие можно кому-нибудь подарить. Мой подарок будет, практичным, интересным и очень ценным, так как изготовлен своими руками

Проблема : В продаже много подарков, но иногда трудно что-то подобрать или есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине.

Цель: изготовить подарок для мамы своими руками.

Проектные шаги

Планированию этапов своих действий;

Выбор материала и способа действия;

Изготовление изделия.

Планируемый результат: разделочная доска

Из истории выжигания.

Выжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700г. до н. э.. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в веках.

Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.

Начиная с 17 века в Сергиевом Посаде выделилось производство деревянной игрушки, получившей название «Троицкой». А к концу 19 века началось массовое изготовление матрёшек, украшенных выжиганием. В начале прошлого века выжженными узорами начали украшать солонки, ковши, шкатулки.

В конце 19 века, в начале 20 в. выжигание стало популярным среди населения. Им стали увлекаться и высшие слои общества.

В это же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой с двумя отверстиями, с выходящими резиновыми трубками.

В середине 20 века появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно детям.

Выбор материала и инструментов

Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат. Древесину можно купить в магазине в виде готовых разделочных или чертёжных досок, фанеры, шпона. При выборе древесины следует учитывать:

*порода не должна быть смолистой;

*на мягких породах выжигать легче;

*древесина должна быть с однородной мелкопористой структурой, без трещин, сучков, смоляного кармашка и других дефектов;

*выбор цвета древесины зависит от предложенного рисунка,

*более яркий и выразительный узор получается на дереве светлых пород;

*дерево нужно хорошо просушить, иначе оно покоробиться;

*поверхность материала должна быть ровной и чистой.

Лучшими материалами для выжигания считается ольха, липа, тополь и каштан.

Я выбрал липу.

Инструменты.

Электровыжигатель - прибор для выжигания. В качестве выжигателя можно применять торцовый электропаяльник.

Штифт - рабочая часть выжигателя, он может быть проволочным или корпусным.

Настольная лампа нужна для освещения поверхности доски под острым углом, чтобы разглядеть тени, которые отбрасывают выжженные бороздки, для контроля штриховки.

Карандаш мягкий нужен для нанесения рисунка, по окончанию работы его легче стереть ластиком

Копировальная бумага нужна для перенесения рисунка с листа бумаги на поверхность древесины, бумагу нужно брать чёрную.

Скальпель необходим для удаления небольших погрешностей в работе. Например, удалить слишком длинную линию. Для этого нужно соскоблить обожжённую древесину с помощью лезвия, скальпеля.

Стальная линейка для проведения аккуратных прямых линий (пластиковая расплавится).

Наждачная бумага требуется для подготовки поверхности дерева.

Доска пюпитра для установки дощечки для выжигания. Обычно она бывает подвижной, её можно устанавливать выше или ниже, как вам будет удобно работать.

Акварель, кисточки , лак для декорирования

Способы выжигания.

Существует несколько способов выжигания: плоское, глубокое и кислотами.

Плоское выжигание - на одной плоскости.

Глубокое выжигание - рисунок уходит вглубь доски.

Я выбрал плоское выжигание.

Техника безопасности при выжигании по дереву.

При работе с электровыжигателем не следует ставить рядом с ним ёмкости с водой или мокрые предметы, брать прибор мокрыми руками.

При выжигании образуется едкий дым, из - за чего нельзя сильно наклоняться к дощечке.

Все работы следует проводить в проветриваемом помещении.

Не допустимо прикасаться к раскалённым штифтам руками или одеждой.

Этапы работы.

1.Выбирал материал: деревянную основу.

2.Нанёс рисунок на данную основу простым карандашом.

3.Выжигаю контур рисунка «Дракон» электровыжигателем.

4.Отшлифовывываю доску наждачной бумагой.

5.Раскрашиваю поверхность акварелью и просушиваю.

6.С помощью кисточки наношу на доску нитролак, просушиваю.

ДОСКА ГОТОВА!

Самооценка

Выполняя работу, я узнал много о выжигании.

Подарок оказался не очень затратным. Маме он очень понравился.

https://pandia.ru/text/78/244/images/image002_31.jpg" width="576" height="1024 src=">

Список литературы

1.Павлова 5 кл.- М.: Вента-Графф,с.

2.Шпаковский тех, кто любит мастерить.-М:Просвещение,190.-191 с.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-02

МОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к творческому проекту по технологии

на тему: «Выжигание по дереву»

Выполнили

Белозёрова Е.,

Жмакин Г. (11 кл.)

Руководитель проекта

Жмакин О.А.

2008 год

Введение

    Подготовка материала к выжиганию

    Приемы выжигания

    Технология изготовления набора разделочных досок

    Экономическое обоснование

    Правила техники безопасности

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Художественная обработка дерева была известна еще в IX -X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.

В наше время применяют электровыжигатель. Он состоит из понижающего трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

1. Подготовка материала к выжиганию

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола,

поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.

Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.

2. Приемы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.

Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советуем начинающим выжигальщикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.

3. Технология изготовления набора разделочных досок

Поз.

Наименование

Кол - во

Материал

Размеры, мм

Разделочная доска

Древесина

20 ×170× 360

Подвеска

// - // - //

20 ×90× 360

Колышек

// - // - //

Ø12× 42

Технологическая карта на изготовление набора разделочных досок

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1. Подготовить заготовку.

Линейка, карандаш, ножовка.

2. Разметить по длине.

3. Разметить осевую линию.

Линейка, карандаш, треугольник.

4. Разметить отрезки перпендикулярные осевой линии.

Линейка, карандаш.

5. Провести дуги окружностей.

Циркуль, линейка.

6. Просверлить отверстие Ø 20 мм.

Шило, сверлильный станок, сверло Ø 20 мм.

7. Выпилить криволинейный контур.

Лобзик, выпиловочный столик.

8. Подготовить заготовку.

Линейка, карандаш, ножовка.

Лобзик, выпиловочный столик.

11. Разметить и просверлить два отверстия Ø 12 мм.

Карандаш, линейка, шило, сверлильный станок, сверло Ø 12 мм.

12. Выточить колышки.

Станок ТВ-4, резец проходной, отрезной, штангенциркуль.

13. Отшлифовать все детали изделия

Наждачная бумага.

14. Собрать подвеску.

Кисточка, клей, киянка.

15. Выполнить отделку изделия.

Электровыжигатель, лак.

4. Экономическое обоснование

С экономической точки зрения изготовление набора разделочных досок не является дорогостоящим. Колышки можно изготовить из отходов производства. Затраты на клей минимальны, поэтому ими можно пренебречь. Необходимо купить древесину и лак.

Стоимость материала С м = 53 руб.

Заработная плата З = С м / 2 = 26,5 руб.

Другие затраты З др = (С м + З) / 4 = (53 + 26,5) / 4 = 19,8 руб.

Себестоимость С = С м + З + З др

С = 53 + 26,5 + 19,8 = 99,3 руб.

5. Правила техники безопасности

    При пилении древесины:

пользуйся упорами и направителями;

не держи левую руку близко к полотну пилы;

не сдувай опилки, сметай их щеткой-сметкой.

    Особое внимание уделяй безопасным приемам работы на токарном станке:

изучи инструкцию по Т.Б. при работе на станке;

работай на станке с разрешения учителя.

    При работе на сверлильном станке:

правильно установи сверло;

надежно закрепи деталь;

плавно и равномерно подавай сверло;

заканчивая сверление, ослабляй нажим на сверло.

    Выполняя лакокрасочные работы:

не держи долго открытыми банки с красками;

при работе не подноси краски к лицу;

работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении;

используй защитные средства; перчатки, респиратор;

после завершения работы вымой руки с мылом.

    Особая осторожность при работе с электровыжигателем:

работай в проветриваемом помещении;

проверяй состояние изоляции токопроводящих частей;

по окончанию работы не забывай выключать электровыжигатель из розетки.

Заключение

Примерное время на изготовление набора разделочных досок – 12 часов. Технология изготовления изделия достаточно проста и не требует дорогостоящих материалов и инструментов.

Форму разделочных досок можно изменять. Так же по-разному можно отделать готовые наборы.

Материалы нашего проекта могут использоваться ребятами на уроках технологии при отделке изделий из древесины выжиганием.

Список используемой литературы

    Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 2002 г.

    Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987.

    Школа и производство. 2006 г. №24.

    Школа и производство 2002 г. №3.

    Школа и производство 2004 г. №5.

    Сайт: http://www.woodburner.com / galleru

    Сайт: http://vuzhigatel.ru

    Сайт: http ://www .lobzik .pri .ee

Приложение 1

Работы Белозёровой Екатерины

Рис. 1 - Набор разделочных досок

Рис. 2 - Панно «Гармония»