Варианты егэ по литературе фонвизин. Анализ произведения «Недоросль» (Д. Фонвизин). И в наших будут жить они потомках

  • 09.04.2024

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВАРИАНТ 7

Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

Тесты ЕГЭ - 2014 по литературе состоят из трёх частей.

Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (В1 - В7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 - С2) в объёме 5 - 10 предложений.

Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В8 - В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (С3 - С4).

Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1 - В7; С1, С2.

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне). Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевною уходят.

(Д.И. Фонвизин "Недоросль")

В 1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И. Фонвизина "Недоросль".

В2. Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе XVIII века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д.И. Фонвизина.

В3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?

В4. Установите соответствие между персонажами "Недоросля" и их высказываниями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.

В5. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму ("така дрянь", "обойми меня" и т.п.). Укажите этот вид речи.

В6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?

В7. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2.

Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

С2. В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И. Фонвизина?

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 - В12; С3, С4.

Есть имена, и есть такие даты, -

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты, -

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

(А.Т. Твардовский, 1966)

В8. Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение.

В9. "Есть имена и есть такие даты..." Какой приём использован в первой строке стихотворения?

В10. В словосочетании "славословья музыкою громкой" использовано средство художественной выразительности, в основе которого - перенос свойств одних предметов и явлений на другие. Как оно называется?

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

1) олицетворение

2) гротеск

3) инверсия

4) антитеза

5) анафора

Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов №1.

В12. Каким размером написано стихотворение А.Т. Твардовского "...Есть имена и есть такие даты..."?

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3. В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?

С4. Чем близки стихотворению А.Т. Твардовского произведения русских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти?

ЧАСТЬ 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С5.1. Что давало основание современникам А.С. Пушкина называть его "певцом дружбы"?

С5.2. Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина?

С5.3. Как развивается тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой "Реквием"?

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

Вариант № 22351

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса Д. И. Фон­ви­зи­на «Недоросль».


Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.)

Г-жа Простакова . Как же это?

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, по­лу­чив­шее своё раз­ви­тие в ли­те­ра­ту­ре XVIII века, прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё во­пло­ще­ние в пьесе Д. И. Фонвизина.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Приведённая сцена передаёт оживлённый раз­го­вор персонажей. Как на­зы­ва­ет­ся по­доб­ная форма об­ще­ния ге­ро­ев ху­до­же­ствен­но­го произведения?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

По ходу дей­ствия пьесы да­ют­ся ав­тор­ские по­яс­не­ния и за­ме­ча­ния («в сторону», «разнежась», «с досадою»), Каким тер­ми­ном они обозначаются?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Речь ге­ро­ев изоби­лу­ет сло­ва­ми и выражениями, на­ру­ша­ю­щи­ми ли­те­ра­тур­ную норму («така дрянь», «обойми меня» и т. п.). Ука­жи­те этот вид речи.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Имена и фа­ми­лии ге­ро­ев дан­но­го эпи­зо­да несут на себе определённую смыс­ло­вую нагрузку. Как на­зы­ва­ют­ся такие имена и фамилии?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

В приведённой сцене со­дер­жат­ся све­де­ния о персонажах, месте и вре­ме­ни действия, опи­са­ны обстоятельства, имев­шие место до его начала. Ука­жи­те этап в раз­ви­тии сюжета, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны на­зван­ные признаки.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Что можно ска­зать о си­сте­ме вос­пи­та­ния в семье Простаковых?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей са­ти­ри­че­ски отоб­ра­же­ны нравы дво­рян и что сбли­жа­ет их с пье­сой Д. И. Фонвизина?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

«Быть зна­ме­ни­тым некрасиво», «Цель твор­че­ства - самоотдача». Как на­зы­ва­ют­ся такие ла­ко­нич­ные изречения, со­дер­жа­щие в себе фи­ло­соф­скую или жи­тей­скую мудрость, по­учи­тель­ный вывод? Ответ при­ве­ди­те в един­ствен­ном числе.


* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак, 1956

Ответ:

Назовите сти­ли­сти­че­скую фигуру, свя­зан­ную с по­вто­ре­ни­ем слова в на­ча­ле сти­хо­твор­ных строк:

И оку­нать­ся в неизвестность, И пря­тать в ней свои шаги...


Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концовКак пря­чет­ся в ту­ма­не местность ...»)?


Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак, 1956

Ответ:

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак, 1956

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. По­че­му имен­но Соня Мар­ме­ла­до­ва смог­ла при­ве­сти Рас­коль­ни­ко­ва к при­зна­нию в со­вер­шен­ном преступлении?

С17.2. В каких про­из­ве­де­ни­ях русской ли­те­ра­ту­ры природные яв­ле­ния выступают как зна­ме­ния грядущих событий?

C17.3. В каких про­из­ве­де­ния русской ли­те­ра­ту­ры нашли от­ра­же­ние судьбы про­стых солдат и как с ними можно со­по­ста­вить героев А. Т. Твардовского?

C17.4. Как в поэзии XX века раскрывается тема художника и эпохи? (На примере 2-3 произведений одного из поэтов.)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Основной проблемой, поднятой Д. Фонвизиным в пьесе “Недоросль”, является проблема нравственного и интеллектуального уровня дворянства. Актуальность низкого уровня образования дворянства в России была особо вопиющей на фоне эпохи Просвещения в Европе.

Д. Фонвизин высмеивает интеллектуальный уровень дворянства на примере членов семьи Скотининых-Простаковых. До реформ Петра I дети дворян могли поступать на государственную службу и жениться без получения образования.

За образование Митрофана – сына семьи Простаковых –

всегда отвечала мать, которая не смогла привить ему любви к знаниям, поскольку не обладала ею сама и не видела в них никакого проку. Госпожа Простакова знает только одну настоящую ценность в жизни – это деньги, ради которых она без зазрения совести готова пойти на любую подлость. При этом она проявляет излишнюю “заботу” о сыне. Неудивительно, что он пошел весь в мать, вырос ленивым, избалованным и необразованным. Митрофан являлся собирательным образом многих представителей “высшего света общества” в те времена, то есть не знал наук.

После же реформ Митрофану для виду приходится заниматься с учителями.

Учитель Митрофана Цифиркин в отчаянии говорит о своем ученике: “Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет”. Ключевой сценой, высмеивающей уровень образования дворянства в лице Митрофана, является сцена экзамена. Например, его умственное убожество проявляется в том, что он уверен, что слово “дурак” является прилагательным, “потому что оно прилагается к глупому человеку”. Да и учителя Митрофана во многом под стать своему ученику, особенно Вральман, бывший кучер, не имеющий к учительству никакого отношения.

Выполнение матерью любых капризов “дитяти” делают Митрофана грубым деспотом, невежественным крепостником. В этой связи Стародум говорит: “Невежда без души - зверь”. Митрофанушка-недоросль отличается жестокостью, властностью и грубостью и в отношении домашних. Манерой его речи с учителями является “лаяние”, по его словам один из учителей “гарнизонная крыса”, старая няня Еремеева – “старая хрычовка”. Митрофан растет крайне инертным человеком, его кормят, одевают и оберегают от опасности. По словам его матери: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит” Время от времени его озадачивает собственная несамостоятельность, однако ему всегда помогают мама, няня и учителя. При этом он вовсе не чувствует себя неполноценным или недостойным. Не обладая никакой добродетелью, Митрофан уверен, что все его желания и капризы должны быть исполнены в любой момент.

Таким образом, по мнению Д. Фонвизина проблема невежества и деспотизма аристократии принимает государственное значение, и только правильное образование и воспитание является источником спасения от грозящей обществу духовной и интеллектуальной деградации дворянства, ведь именно у них сосредоточена власть в государстве и от них зависит, к чему государство придет.


Другие работы по этой теме:

  1. В комедии “Недоросль” Денис Иванович Фонвизин изоб­разил галерею сатирических типов, чьи имена стали нарица­тельными. Одним из самых выразительных персонажей пьесы является шестнадцатилетний сын помещиков Простаковых...
  2. В комедии Д. Фонвизина “Недоросль” рассказывается о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главными участниками являются Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и...
  3. Д. И. Фонвизин написанием своей комедии “Недоросль” открыл важную веху в истории развития русской литературы, и в частности классицизма. В пьесе описана жизнь не только...
  4. Героев этих произведение роднит многое. Оба главных персонажа – сверстники, современники, представители одного сословия – мелкопоместного дворянства. На том и другом лежит печать воспитания недорослей...

Каков смысл названия комедии Д.И.Фонвизина « Недоросль»?

Сначала посмотрим в толком словаре, каково значение данного слова. «Недоросль» — так называли молодого дворянина, который был ещё несовершеннолетним и не поступил на государственную службу. Ещё по указу Петра I нельзя было принимать дворян на службу, если они не получили образование.

Но данное слово со временем получило переносное значение — недоучка, необразованный человек, который не хочет учиться, а само имя главного героя — Митрофанушки- стало нарицательным.

Много отрицательных черт у Митрофана. Это и жестокость, грубость, невоспитанность, эгоизм и многие другие. Но автор особенно подчёркивает его нежелание учиться. Простакова наняла учителей, как это было принято в свете (правда, подешевле, которые сами-то не все могли научить ребёнка). Однако Митрофанушка учиться не хотел. Его знаменитая фраза «не хочу учиться, а хочу жениться» стала крылатой. Умственное развитие его крайне низкое. Он испытывает настоящее отвращение к учёбе, да и труду вообще.

Назвав комедию «Недоросль» Д.И.Фонвизин вкладывал в него следующее значение:

  • Прямой смысл названия в том, что Митрофан действительно недоросль, то есть несовершеннолетний, не поступивший ещё на службу человек.
  • Скрытый, переносный смысл в том, что автор подчёркивает, как многие дворяне глупы, ленивы, думают только о материальных ценностей, душевно опустошены, не желают развиваться, учиться. Он высмеивает таких людей.

И сегодня «недорослями» мы называем ленивых, глупых, не желающих учиться, познавать мир людей; это ограниченные люди, которые цель жизни видят в материальном благополучии, даже богатстве, престижном положении в обществе. Однако душевно они бедны.

Таким образом, название пьесы имеет важное значение для понимания всего произведения. В нём автор подчёркивает одну из центральных проблем, которую он раскрывает в произведении, -проблему воспитания человека. В слова положительных героев он вкладывает мысли о том, каким должен быть человек: честным, справедливым, истинным гражданином своей страны, воспитанным и образованным, а не недорослем, каким является Митрофанушка. «Ум, коли он только ум, самая безделица… Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло »(слова Стародума).Автор показал все уродливые стороны воспитания, образования в дворянских семьях, ужасы крепостничества и бесправия простых людей. А всё это происходит потому, что многие представители привилегированного класса — «недоросли», нравственно низкие, малообразованные люди.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Стародум

«В большом свете водятся премелкие души». Стародум не склонен идеализировать представителей высшего света.

«Унижать рабством себе подобных беззаконно». Стародум противник неограниченного крепостного права.

«Начинаются чины – перестает искренность». В этой реплике Стародума показано отношение автора к чинам. Когда люди имеют большую разницу в чинах, званиях, социальном положении, между ними никогда не получится искренней беседы.

«В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные», — Стародум. Придворные – чаще всего лживые люди, воюющие за место под солнцем любыми средствами, а честный человек никогда не пойдет в придворные.

«…между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница» . Человек, случайно попавший на свою должность, справится с ней хуже, чем человек, который добился ее своим трудом.

«… в большом свете водятся премелкие души». Стародум говорит, что при дворе, в высшем свете встречаются люди мелочные и корыстные.

«… с великим просвещением можно быть великому скареду» . И с образованием можно быть безнравственным человеком.

«…гораздо честнее быть без вины обойденну, нежели без заслуг пожалованну» . Честнее быть ненагражденным за какой-то подвиг, нежели быть награжденным незаслуженно.

«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» . Если человек сам не захочет измениться, его насильно не исправить.

«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь» . Невежды любят оправдывать свое невежество, утверждая, что науки – вздор, не стоят внимания. Но, как говорит опыт, в жизни ничего не бывает лишним.

«Вот злонравия достойные плоды!» . Любые пороки наказываются самой жизнью, наступает возмездие для Простаковой с ее чрезмерной материнской опекой.

«Невежда без души – зверь»

«Последуй природе – никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям – никогда богат не будешь»

«Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – все болван».

Душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»/

Простаков

«При твоих глазах мои ничего не видят» – эти слова Простакова указывают, насколько он слаб и покорен, в доме не он глава, а Простакова.

«Без вины виноват». Реплика раскрывает зависимое положение от жены.

«без наук люди живут и жили», «ученье – вздор», главное – «достаточек уметь нажить и сохранить» – философия невежественного дворянства.

Еремеевна

П олучает «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день».

Простакова

«Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет?» – Простакова своевольна, агрессивна, не имеет ни малейшего представления о достоинстве людей.

«Сердце взяло, дай додраться» – объясняет свое состояние после драки с братом.

«За сына вступлюсь, не спущу отцу родному». Простакова чрезмерно опекает сына, балует его.

Скотинин

«…всякая вина виновата». Реплика показывает, что Скотинин очень жестокий человек, готовый наказать за любую вину.

Митрофан

«Уж четыре года как учится». Простаков о Митрофанушке (бессмысленность его обучения)

«Не хочу учиться, хочу жениться». Митрофан очень ленивый, он привык, чтобы все за него делали другие, а сам он пальцем о палец не ударит для достижения своей цели.

Правдин

«Прямое достоинство в человеке есть душа».